"Режиссеры, зрители и два Кенигсберга": фоторепортаж "Афиши Нового Калининграда.Ru"
24 октября 2011, 00:00
21 октября в старейшем кинотеатре Калининграда состоялось открытие VII фестиваля кино стран Европейского союза, в рамках которого за три недели зрителям будет показано пятьдесят кинолент из двадцати пяти государств. "Афиша Нового Калининграда.Ru" убедилась, что по фестивальной дорожке в день открытия мог пройти любой калининградец, и посмотрела два фильма за сеанс вместо одного.
В прошедшую пятницу кинотеатр "Заря" в очередной, уже седьмой по счету, раз открыл калининградцам окно в мир современного европейского кино. Фестиваль, за прошедшие годы ставший для нас таким же привычным, как неизбежный дождь на Новый год, начался, как и положено, с красной ковровой дорожки на улице. В отсутствии кинозвезд мировой величины в ожидании третьего звонка ее топтали жители самого западного уголка России.
Впрочем, приглашенные гости на фестивале все-таки были. В непринужденной обстановке набитого до отказа фойе кинотеатра каждый присутствующий мог пообщаться с португальским режиссёром Марко Мартыньшем. Желающие находились, несмотря на то, что разговаривать приходилось с помощью переводчика, а показ трех картин режиссера был запланирован лишь на следующий день. На официальной церемонии открытия и до того не слишком улыбчивый (и потому еще более харизматичный) Мартыньш был немногословен. Режиссер поблагодарил организаторов фестиваля за приглашение и предложил обсудить его работы после их показа.
В отличие от португальца наша соотечественница, калининградка Мария Васюкова весь вечер принимала поздравления от друзей и родственников и изо всех сил пыталась скрыть за улыбкой волнение. Демонстрация ее короткометражного фильма "Woody Before Allen" ("Вуди до Аллена" - прим. "Афиши Нового Калининграда.Ru") была заявлена организаторами как специальный показ, в то время как официальным фильмом открытия должен был стать "Гавр" финского режиссера Аки Каурисмяки. Но в действительности все получилось совсем наоборот.
"Вуди до Аллена" - лента, продолжительностью всего в 13,5 минут. В ней рассказывается о двух Кенигсбергах, лишившихся своего имени. В одном из них, переименованном в 1946 году в честь Михаила Калинина, мы сейчас живем. Другой, унаследовавший фамилию своего отца, но сменивший ее на творческий псевдоним, живет в Нью-Йорке. Это Вуди Аллен. Или Аллен Стюарт Кенигсберг.
Не то чтобы Вуди Аллен не знал о нашем городе - слышал, конечно. Но искренне предполагал, что он находится в Германии. Теперь, благодаря Маше Васюковой, он знает, что Калининград, то есть бывший Кенигсберг, на самом деле уже 65 лет находится в составе России. В нашей стране Вуди когда-то бывал, и та поездка запомнилась ему на всю жизнь. После ночи, проведенной в одной из ленинградских гостиниц, режиссер готов был улететь куда угодно за любые деньги. Получилось - в Стокгольм. И повторять свою поездку ему пока не хочется, даже ради памятника самому себе.
Этот памятник появился в бывшем Кенигсберге тоже благодаря Васюковой. Режиссер сам выбрал эскиз среди тех, которые девушка показала ему, и теперь в фойе "Зари" каждый желающий может посмотреть на мир сквозь очки знаменитого режиссера. Он, кстати, просил заботиться о них. Оказывается, в одном из испанских городов уже стоит памятник Вуди Аллену. Но очки со скульптуры кто-то постоянно крадет. Без очков там остается фигура хотя бы самого Вуди, а если очки украдут в Калининграде, от него совсем ничего не останется...
Сложно сказать, что конкретно привело зрителей в восторг: детские воспоминания Марии Васюковой, советская кинохроника или подкупающий своей напускной наивностью юмор американского режиссера, - но как только 13,5 минут закончились, зал взорвался овациями. Это был настоящий, оглушительный успех фильма о двух Кенигсбергах, снятый жительницей одного из них, и показанный в одном из старейших его кинотеатров. Фестиваль был открыт.
Далее зрителей ждал еще один сюрприз. Аки Каурисмяки на фестиваль, конечно, не приехал, но публика с энтузиазмом выслушала его объяснения, переданные арт-директором фестиваля Артемом Рыжковым. Оказывается, финский режиссер не дурак заложить за воротник и в Россию ехать боится именно по этой причине - боится остаться здесь навсегда. Поэтому на российской премьере киноленты "Гавр" присутствовала его картонная копия.
Гавр - это порт на севере Франции. Именно в этом городе происходит действие одноименного фильма. Место для его съемок Каурисмяки искал несколько лет; режиссеру давно хотелось рассказать историю об африканском мальчике, который попадает в Европу. Правда, вместо Лондона контейнер с нелегалами открывают по другую сторону Ла-Манша. На мальчишку случайно натыкается Марсель - бедный чистильщик обуви. Он прикладывает все силы, чтобы спасти ребенка от полиции и переправить его к матери в столицу Великобритании. В противостоянии с полицейским комиссаром на сторону Марселя встают все жители окрестных домов.
"Гавр" - это удивительно тонкая, ироничная работа Каурисмяки, доверху наполненная юмором и человеколюбием. Непохожая на правду драматичная история, заканчивающаяся хэппи-эндом (и даже двумя), похожа на попытку противопоставить хоть что-то черствости и равнодушию современной реальности. Едва ли один такой фильм способен перевернуть мир, но уж точно он сделает кого-то чуточку добрее.
Текст, фото - Денис Туголуков