«Планов громадьё»: на что Николай Цуканов просит у федерального центра 646 миллиардов

23 декабря 2012, 03:45

«Планов громадьё»: на что Николай Цуканов просит у федерального центра 646 миллиардов
Николай Цуканов. Фото «Нового Калининграда.Ru»
«Новый Калининград.Ru» выяснил, что конкретно желает видеть в госпрограмме развития региона до 2020 года губернатор Николай Цуканов и понял причины его безудержного оптимизма по этому поводу. В проекте программы желаемые губернатором расходы федерального бюджета на нужды региона беспрецедентны и сравнимы со стоимостью саммита АТЭС во Владивостоке. Цуканов рассчитывает получить из госказны 646 млрд рублей. Его планы развития региона оказались намного более амбициозными, чем у его предшественника Георгия Бооса, общая стоимость программы с учётом частных инвестиций — 1,47 триллиона рублей.

В последнее время большая часть надежд властей региона на счастливое будущее связано с так называемой «госпрограммой», в которую якобы должны войти наиболее важные объекты, на которые будет выделяться федеральное финансирование. Неделю назад губернатор Николай Цуканов заявил, что областные власти занимались разработкой программы в течение полугода. «Мы обсуждали перечень объектов, но на самом деле это комплекс мер, которые позволят модернизировать не только экономику, но и регион в целом», — сказал Цуканов. 15 декабря премьер-министр РФ Дмитрий Медведев внес необходимые изменения в перечень госпрограмм. Несмотря на то, что чиновники заявляют о необходимости максимально широкого её обсуждения, детали программы пока что известны узкому кругу людей. 

В распоряжении редакции «Нового Калининграда.Ru» оказался проект государственной программы развития региона до 2020 года, представленный губернатором Николаем Цукановым министру регионального развития РФ Игорю Слюняеву 13 декабря. Проект предполагает выделение региону на этот период 646 млрд рублей из федерального бюджета на различные проекты, разделённые на три подпрограммы. Такой объем финансирования сравним со стоимостью всех проектов к саммиту АТЭС во Владивостоке, обошедшихся бюджету страны в 679 млрд рублей, и на порядок превышает стоимость ФЦП развития области с 2002 до 2015 года, на которую правительство страны выделяло 46,7 млрд рублей. Кроме того, проект госпрограммы предполагает выделение 37 млрд рублей из областного и муниципальных бюджетов, а также — внебюджетные инвестиции в сумме 786 млрд рублей. Таким образом, общий объем привлечённых средств, в случае утверждения программы, составит 1,47 триллиона рублей. Совокупная стоимость ФЦП до 2015 года, с учётом частных инвестиций, оценивалась в 364 млрд рублей. Как и прогнозировалось, правительство постаралось включить в программу максимум возможных проектов в надежде на то, что хотя бы часть будет согласована в Правительстве РФ.

11.jpg


dengi.jpgОжидаемые результаты
По мнению губернатора, привлечение такого объема средств приведёт к радикальным положительным изменениям в социально-экономическом положении региона. Так, в проекте программы предполагается, что в 2020 году, по сравнению с взятым за базовый 2011 годом случится, в частности, следующее:

— объем валового регионального продукта на душу населения вырастет в 2,4 раза и достигнет 900 тыс рублей (240 тыс в 2011 году);
— объем налоговых доходов бюджета области вырастет в 2,1 раза и достигнет 89,1 млрд рублей;
— производительность труда одного занятого в экономике вырастет в 2,4 раза и достигнет 1,8 млн рублей (470 тыс в 2011 году);
— продолжительность жизни населения увеличится на 9 лет — с 67,9 в 2011 году до 75 лет в 2020 году;
— рождаемость увеличится до 14,3 человек на 1000 населения (11,8 в 2011), а смертность — сократится до 11,5 человек на 1000 населения (13,3 в 2011 году);
— прирост населения станет положительным и достигнет 2,8 человека на 1000 человек населения (в 2011 году население убывало со скоростью −1,5 человека на 1000);
— грузоперевалка в портовом комплексе вырастет в в 3,3 раза и достигнет 44 млн тонн (13,4 в 2011 году);
— уровень газификации региона увеличится до 80% с 55,5% в 2011 году.

Проблема обеспечения детей от 3 до 7 лет местами в детских садах, по мнению авторов программы, будет полностью решена уже к 2016 году. Туристический поток к 2020 году, согласно проекту программы, вырастет с 450 тыс человек в 2011 году до 4 млн, причём зарубежные гости региона составят четверть от этого объема. Уровень безработицы, как надеется губернатор, сократится с 9,2% до 2,5%, а объем прямых иностранных инвестиций на душу населения достигнет 1200 долларов США (172 в 2011 году). Реализация программы, полагают её авторы, приведёт к созданию к 2020 году 198 тыс новых рабочих мест.


transport_tr.jpgПодготовка инфраструктуры
Программа развития региона делится на три подпрограммы, последняя из которых вкратце описывает управление реализацией двух других. Первая же направлена на «содействие комплексному социально-экономическому развитию Калининградской области, повышение инвестиционной привлекательности» и обойдётся в 509 млрд рублей, в подавляющей степени — из бюджета страны (444 млрд из федерального бюджета, 24,4 млрд из местных бюджетов, 41,3 млрд рублей частных инвестиций). Необходимо отметить, что приложенный пообъектный перечень «носит предварительный характер и подлежит дальнейшей корректировке». Что, впрочем, не умаляет странности в описании многих включённых в него объектов.

Транспорт
Больше половины этих средств (315 млрд рублей) предполагается потратить на развитие транспортного комплекса и дорожное строительство. В первую очередь, здесь можно выделить проект строительства глубоководного порта в Балтийске, интерес инвесторов к которому правительство оценивает в 28,1 млрд рублей.

Развитие аэропорта «Храброво», находящегося сейчас полностью в частной собственности компании «Аэроинвест», предполагается и далее активно поддерживать бюджетными средствами. С 2013 по 2017 год на эти цели губернатор ожидает получить у федералов 6,4 млрд при частных инвестициях в размере 7,7 млрд рублей.

Авторы программы рассчитывают радикально модернизировать систему пересечения границы: запланировано построить пять новых пунктов пропуска (в Советске, Железнодорожном, Багратионовске и Крылово) и реконструировать имеющиеся.

На строительство марин и причалов в различных муниципалитетах губернатор рассчитывает привлечь 5,7 млрд рублей. Отдельной строкой в программе прописано создание пассажирского паромного порта с мариной в Пионерском стоимостью в 5 млрд рублей (целиком за федеральные средства). Балтийскую косу предполагается связать с материком новой паромной линией с двумя судами (450 млн рублей).

В железнодорожном комплексе программа предполагает строительство обхода Калининграда в две очереди — от Люблино до Дружного и от Дружного до Лугового через Гурьевск. Финансирование этих работ оценивается почти в 8 млрд рублей, его планируется осуществить в форме субсидирования «РЖД». Железнодорожная линия из Калининграда в Храброво обойдётся в 1,4 млрд рублей, её планируется завершить к 2015 году. Кроме того, в программе запланирована реконструкция Южного вокзала (682 млн рублей целиком из федеральной казны).

В программу включено строительство ряда новых мостовых переходов. В первую очередь речь идёт о так называемой «второй эстакаде „Восточная“» через Преголю, которая должна соединить улицы Молодой Гвардии (через Московский проспект и улицу Емельянова) и Муромскую. Данный проект оценивается в 12,2 млрд рублей. Мост на Буткова-Железнодорожной обойдётся в 2,4 млрд, некий «мост через Калининградский залив» — в 10,4 млрд. Проект программы включает строительство второй очереди «второй» эстакады через Преголю, в частности — съездов на Остров. Также в программу включены два моста на Остров, которые могут соединить его с Московским проспектом и улицей Дзержинского (7 млрд рублей) и эстакадный путепровод через железную дорогу в районе Северного вокзала (2,3 млрд рублей).

Программа также включает реконструкцию трассы «Калининград-Черняховск-Нестеров» за 39,5 млрд рублей федеральных средств. В неё включено продолжение Приморского кольца. VII и IX очереди строительства предполагают доведение трассы до «рекреационной зоны с игорным сегментом» (18,4 млрд рублей). III и VI очереди строительства должны замкнуть кольцо на участке от посёлка им. Космодемьянского до «рекреационной зоны» с подъездами к Балтийску и Светлому (20,1 млрд рублей). Кроме того, в программу включена реконструкция и строительство десятков автодорог и улиц, как в Калининграде, так и за её пределами. 

Наконец, программа предполагает выделение средств на модернизацию системы пешеходных переходов в Калининграде. Речь идёт о строительстве трёх надземных переходов на Московском проспекте: в районе Дома Советов, в районе спорткомплекса «Юность» и в районе Зарайской, общая стоимость — 532 млн рублей, и четырёх подземных переходов: на Ленинском проспекте у ТЦ «Плаза», от Нижнего озера к Дому Советов, а также двух на улице Черняховского, у ТЦ «Европа» и Центрального рынка.

Энергетика
Описывая мероприятия в топливно-энергетическом комплексе, авторы программы указывают на ключевые проблемы, требующие решения: монотопливность и неразвитость системы транспортировки электроэнергии, а также обеспечение экономики и социальной сферы природным газом. Программа предполагает строительство ряда новых подстанций и распределительных линий 330, 110 и 10 кВ, наиболее затратными являются подстанции в Черняховске (1,5 млрд рублей) и в Береговом (1,52 млрд рублей). 

За федеральные средства при небольшом областном софинансировании (не более 3-5%) предполагается реализовать ряд проектов по модернизации энергосистемы, в частности — развить систему учёта электроэнергии на розничном рынке, реконструировать сети для подключения потребителей по индивидуальным расчетам, реконструировать сети для подключения льготных потребителей в малом и среднем бизнесе. Инвестпрограмма «Янтарьэнерго», также включенная в программу, рассчитана до 2017 года и оценивается в 2,38 млрд рублей.

Продолжение магистральной газификации всех районов области оценивается в 15,2 млрд рублей, наиболее затратной может оказаться строительство газопроводов высокого давления Нестеровского (2,1 млрд), Гусевского (1,2 млрд) и Черняховского (1,4 млрд) районов. На внутрипоселковые газопроводы для подведения топлива к потребителям в программе зарезервировано 9,9 млрд рублей.

Берегозащита
Раздел «Строительство и реконструкция объектов охраны окружающей среды» описывает почти исключительно мероприятия в сфере берегозащиты. На эти цели губернатор просит в федеральном центре 11,6 млрд рублей и готов добавить 747 млн рублей из местных бюджетов. Программа включает ряд проектов в Калининграде — берегоукрепительные мероприятия на набережной Трибуца (около 880 млн рублей), реконструкцию гидротехнических сооружений на озере Поплавок (48 млн) и некую абстрактную «реконструкция берегоукрепительных сооружений г. Калининграда» стоимостью в 2,1 млрд.

Берегоукрепительные и пляжеудерживающие проекты запланированы во всех ключевых морских курортах региона, самым масштабным может стать строительство пляжеудерживающих сооружений на протяжении от Отрадного до Светлогорска — 3,6 млрд рублей. Кроме прочего, губернатор рассчитывает получить средства на укрепление авандюны на Куршской и Балтийской косах, а также на строительство причала для яхт в Светлогорске (150 млн) и морского пирса в Лесном (также 150 млн), однако — лишь в 2020 году.

ЖКХ
Строительство и реконструкция объектов коммунального хозяйства, по мнению правительства, потребует 20,4 млрд рублей, из которых лишь 1,6 млрд готова дать область. Среди многочисленных проектов строительства и реконструкции водоводов и очистных сооружений наиболее затратными являются реконструкция водовода от Восточной водопроводной станции до Московской насосной станции в Калининграде (1,3 млрд рублей), очистные в Черняховске (1 млрд рублей), блок биологической доочистки на очистных в Гусеве (525 млн рублей), очистные в сразу двух посёлках Прибрежных (650 млн и 450 млн рублей), очистные в Немане (617 млн рублей), очистные в Озёрске (450 млн рублей), ливневая канализация в Зеленоградске (510 млн рублей), очистные в Васильково (505 млн рублей), очистные в Приморске (276 млн рублей) и Гвардейске (266 млн рублей). Предусмотрены проекты водоснабжения игорной зоны (712 млн) и очистные в Поваровке (470 млн рублей). 

Губернатор просит денег на строительство полигона твердых бытовых и промышленных отходов в районе поселка Круглово (240 млн рублей), полигона ТБО (340 млн рублей) и мусороперерабатывающего комплекса (800 млн рублей) в Багратионовском районе. 

В перечне объектов по стоимости их реализации хорошо видно, что часть достаточно детально проработаны, однако значительная часть оценены крайне рамочно, с округлением до десятков миллионов рублей.

Образование
Проект программы предполагает выделение в ближайшие 7 лет около 30 млрд рублей на развитие системы образования Калининградской области. В числе желаний губернатора и кабинета министров — строительство 19 школ, 39 детских садов, реконструкция детской школы искусств, оздоровительных лагерей, интернета в Железнодорожном. Ряд объектов относится к Балтийскому федеральному университету — в частности, в программе фигурируют два новых корпуса, социальных (380 млн рублей) и гуманитарных (420 млн рублей), экспериментальная клиника, библиотека (770 млн рублей), несколько общежитий, включая «комплекс повышенной комфортности для студентов и аспирантов международных образовательных программ» за 990 млн, а также новую оранжерею Ботанического сада за 130 млн рублей.

Культура
Авторы программы рассчитывают на получение федерального финансирования в размере 17,5 млрд рублей на развитие культуры. В проекте программы, наряду с реконструкцией большинства уже имеющихся объектов, приводится целый ряд новых объектов. Среди них — печально известный Театр эстрады в Светлогорске (2,2 млрд рублей), некий «художественный музей» в Калининграде (4,7 млрд рублей), многофункциональная библиотека в областном центре (1,8 млрд рублей), новые концертный зал (1,7 млрд рублей) и театр кукол (1,2 млрд рублей) также в Калининграде.

В этом же разделе предлагается профинансировать реконструкцию ряда объектов культурного наследия — городской зал «Штадтхалле», где ныне находится историко-художественный музей (331 млн рублей), здание бывшего театра на Бассейной (400 млн), бывшее здание биржи, нынешний Дом культуры моряков (600 млн рублей), комплекс Донелайтиса в Чистых прудах (70 млн), форт № 5 (85 млн) и мемориальный комплекс в Холмогоровке (96 млн).

Здравоохранение и соцзащита
Проект программы предполагает финансирование целого ряда крупных объектов медицины. В частности: онкоцентра в Калининграде (5 млрд рублей), новой инфекционной больницы (6 млрд рублей), межрайонного медико-диагностического центра в Советске (2,7 млрд рублей), нового корпуса перинатального центра (667 млн рублей), территориального медицинского объединения в микрорайоне «Сельма» (1,3 млрд рублей), городской поликлиники с женской консультацией (3 млрд рублей) и детской поликлиники в Калининграде (2,1 млрд рублей), центральных районных больниц в Гвардейске, Гурьевске, Багратионовске и Балтийске.

Запланированы также масштабные реконструкции имеющихся учреждений здравоохранения: областной клинической больницы (1,1 млрд рублей), областной детской больницы (1,53 млрд рублей), превращение инфекционной больницы на Фрунзе в реабилитационное отделение (2 млрд рублей), а городской больницы № 2 — в хоспис (300 млн рублей).

Большая часть средств, отводимых в программе на сферу социальной защиты — 1 млрд рублей из 1,7 млрд, планируется потратить на обеспечение доступности инфраструктуры для инвалидов.

Строительство
Несмотря на то, что по сравнению с иными разделами пункт «Строительство» предполагает выделение не таких крупных средств — он оценивается в 4 млрд рублей, из которых 3,8 млрд губернатор рассчитывает получить из федерального центра, раздел также включает ряд крупных объектов. Большая их часть — инфраструктура для застройки жилых районов Калининграда: Восточного, Южного, Юго-Западного (включая Чкаловск) и Северного, а также поселков Малое Борисово, Южное, Зеленое, Менделеево и Комсомольское. 

Речь идет о сооружении новых и реконструкции старых сетей тепло- и водоснабжения, насосных станций, магистральных коллекторов дождевой канализации, строительстве котельных. Наиболее затратным является строительство котельной на Сельме (600 млн рублей) и водонасосной станции «Аллея Смелых» (224 млн рублей), реконструкция РТС «Северная» (368 млн рублей).

Прочее
Среди проектов, не включенных ни в один из других разделов, выделяется продолжение до 2019 года программы «Дети России путешествуют в Россию» — на эти цели у федерального центра запрашивается 395 млн рублей, при этом область готова поддержать программу в размере 122 млн, ещё 58 млн планируется получить из неких внебюджетных источников.

Федеральные ведомства также планируют улучшить своё материально-техническое обеспечение в рамках реализации данной программы. Последние несколько пунктов очевидно добавлены не оригинальными авторами документа, они даже отличаются шрифтом. Так, Академия народного хозяйства при президенте намерена построить на Артиллерийской учебно-гостиничный комплекс стоимостью 761 млн рублей, а управление Федерального казначейства — купить за 341 млн рублей административное здание.


22.jpgИнвестпроекты
Подпрограмма 2, названная «Поддержка развития приоритетных направлений экономического роста на территории Калининградской области», описывает включает ряд разделённых на крупные кластеры инвестпроектов с госфинансированием. Впрочем, частные инвестиции в большей их части превышают бюджетную составляющую. От федерального бюджета в этой подпрограмме губернатор ожидает 201 млрд рублей, местные бюджеты гарантируют софинансирование в размере 13,2 млрд, большую часть расходов берут на себя внебюджетные источники — 745,5 млрд рублей. Речь, однако, идёт не только о новых проектах, но и об уже реализуемых, таких, как, к примеру строительство Балтийской АЭС или развитие промплощадок группы компаний «Содружество соя».

Автокластер
В кластере «Промышленность» крупнейшими являются проекты «Автотора» и Балтийская АЭС. Автомобильный сегмент достаточно детально описывает масштабнейший проект, который «Автотор» планирует реализовывать в сотрудничестве с концерном Magna. Объем частных инвестиций в создание новых заводов по производству автомобилей полного цикла и автомобильных компонентов оценивается в 95,6 млрд рублей, ещё 25 млрд инвестор планирует вложить в создание нового микрорайона на 50 тыс жителей. От государства проект потребует 39 млрд рублей, 37,4 из которых Цуканов просит у федерального центра.

Инфраструктурная составляющая, в видении губернатора, практически целиком ложится на плечи государства. Согласно проекту программы, «Автотор» готов инвестировать лишь 5 из 200 млн рублей стоимости новой «газовой ТЭЦ» (без деталей). Остальные расходы берёт на себя бюджет: 3,5 млрд рублей на ЖКХ нового района, 5,9 млрд — на строительство трёх школ по 1500 мест, 5 детсадов по 240 мест, двух школ искусств на 130 мест, профессионального колледжа, а также корпуса нового факультета автомобилестроения БФУ имени Канта с общежитием. Строительство двух офисов врачей общей практики, поликлиники с женской консультацией, детской поликлиники со стационаром, подстанции скорой помощи и хосписа для онкобольных обойдётся в 5,7 млрд рублей. Правительство также планирует построить в значительной степени за федеральные средства спорткомплекс с бассейном на 900 человек, футбольный стадион и детскую спортшколу общей стоимостью 1,6 млрд рублей. 

Крупные средства программа предусматривает на развитие транспортной инфраструктуры будущего автогорода. Так, в документе упоминаются железнодорожный мост через Преголю (3,2 млрд рублей), ж/д ветки от станций Дружное (312 млн рублей) и Переславское (300 млн рубле), а также масштабный проект строительства ОАО «РЖД» северного железнодорожного обхода Калининграда, на который монополист потребует федерального субсидирования в размере 8 млрд рублей.

Дорожное строительство в окрестностях посёлка Майский, где могут развернуться предприятия автокластера, в видении правительства оценивается в 5,2 млрд рублей, лишь 276 млн из которых готов выделить областной бюджет. Речь идёт о строительстве четырёх мостов — через питьевой канал и ручей Менделеевский, путепровод через железную дорогу в поселке Космодемьянского, дороги к производству и к терминальному комплексу, а также дорожно-уличную сеть в посёлке и новые развязки на Советском проспекте и на Балтийском шоссе.

Три подстанции и высоковольтная линия могут обойтись бюджетам разных уровней в 1,1 млрд рублей. Дополняют картину пожарное депо, два опорных пункта полиции, а также здание мирового судьи. Реализация проекта рассчитана на период до 2020 года.

БАЭС
Ключевой проект северо-восточной части региона, в видении авторов программы — строительство Балтийской атомной электростанции. Вся инфраструктурная составляющая здесь также ложится на плечи бюджета, инвестор, концерн «Росатом» вкладывает 249,5 млрд рублей лишь в строительство двух энергоблоков. Бюджетная составляющая здесь значительно меньше, чем в случае проекта «Автотора», она оценивается в 10,8 млрд рублей, 10,3 из которых губернатор просит у федерального центра.

Проект программы предполагает сооружение магистральных сетей, новых очистных с коллектором, реконструкцию железнодорожной станции (189 млн рублей), реконструкцию дома культуры в Немане, строительство трёх детсадов (1,3 млрд рублей), школы (1 млрд рублей) и ФОКа (489 млн рублей), а также — детского дома искусств и медицинского комплекса, включающего детский и взрослый стационары, поликлиники и лаборатории. Его стоимость оценена в проекте программы в 4,8 млрд рублей.

Янтарь
Мероприятия янтарного кластера в видении губернатора и его команды потребуют сравнительно небольшого в данном контексте финансирования в размере 3,2 млрд рублей, большую часть — 2,9 млрд предполагается получить из федерального бюджета. Областная казна готова внести 113 млн, некие «внебюджетные источники» — 215 млн. Основная часть инвестиций предполагается в техническое перевооружение добывающего (845 млн рублей) и перерабатывающего (150 млн рублей) комплексов янтарного комбината. Лишь эти два направления могут быть профинансированы из внебюджетных источников.

Проект программы также предусматривает создание некоего «бизнес-инкубатора» янтарной отрасли в Калининграде (130 млн рублей), реконструкцию печально известного здания бывшей янтарной мануфактуры на Портовой (600 млн рублей), воссоздание янтарного кабинета короля Фридриха (500 млн), изготовление «янтарной комнаты XXI века» (200 млн), строительство музейно-выставочного комплекса «Золото Балтики» в Янтарном городском округе (600 млн), а также модернизация Музея янтаря и пополнение его коллекции и создание палеонтологического центра (50 млн рублей).

Текст программы описывает результаты подобных вливаний крайне оптимистично: «Объёмы производства продукции увеличатся с 800 до 25200 миллионов рублей, численность производственного персонала с 2000 до 7000 человек, доля в ВРП с 0,35 процента до 2,5%, объёмы налоговых поступлений с 120 до 5800 миллионов рублей». И янтарная отрасль региона, в видении губернатора, даст около 3% налоговых доходов области.

Судостроение
Судостроительный кластер авторы проекта программы предполагают модернизировать лишь только за бюджетные средства; на эти цели запрашивается 13,4 млрд рублей в федеральном бюджете при областном софинансировании в размере 313 млн. Эти средства в документе делятся между 33-м судоремонтным заводом в Балтийске (4 млрд), судоремонтным заводом «Янтарь» (9,3 млрд), а также предприятиями «Судоремонт-Запад» и «Западная верфь». Эта компания, которой в проекте программы отводится на инфраструктурные объекты 257 млн рублей, и реализует тот самый проект судоверфи для строительства нового рыболовного флота страны. Интересно, что инвестиции в размере 8 млрд рублей в создание верфи, которая, согласно информации на сайте компании, должна заработать в 2014 году, не включены в графу «внебюджетные источники».

«К 2020 году ожидается рост численности рабочих мест в отрасли до 8 тыс человек и вклада в ВРП до 19,900 млрд рублей», — резюмируют авторы документа.

Технопарки
Намерения Николая Цуканова о создании сети технопарков и промплощадок, о которых он заявлял с самого начала своего срока, оценены в проекте программы развития региона в 18,3 млрд рублей. Данный раздел документа наименее детализован; часть расходов, на которые правительство запрашивает деньги в центре, описаны — строительство сетей водо- и газоснабжения, дорог и подстанций. Однако пункты вроде «создание промышленного парка в Правдинске» (700 млн рублей) или «создание индустриального парка в Черняховске» (3 млрд рублей) никоим образом не раскрыты. Всего в документе перечислено 6 площадок: Калининград (IT-парк), Правдинск, Храброво, Советск, поселок Константиновка и Черняховск. «Управление процессом создания промышленных зон осуществляется ОАО „Корпорация развития Калининградской области“ с государственным капиталом», — отмечают авторы документа. Это, в принципе, объясняет скупость информации.

Сельское хозяйство
Агропромышленный кластер, согласно проекту программы, будет опираться всего на два столпа: «Содружество Соя» и «Балтптицепром». Первая компания намерена инвестировать до 2020 года 15,1 млрд рублей в строительство в Светлом нового маслоэкстракционного завода (6,3 млрд), сельскохозяйственного терминала (4,9 млрд), завода по экстракции пищевого белого лепестка этанолом (1,4 млрд), вагоноремонтного завода (260 млн) и завода по производству биодизеля (1,5 млрд рублей). Бюджетные средства губернатор просит направить, в первую очередь, на строительство морского перегрузочного комплекса в акватории калининградского залива у Балтийска (1,7 млрд рублей), новой автодороги (130 млн) и газопровода высокого давления (10 млн) во Взморье, сооружение коллектора в Светлом (60 млн) и некоего «учебно-образовательного центра» (30 млн). При этом «Соя» готова соинвестировать во все эти инфраструктурные проекты.

Для развития «Балтптицепрома» предполагается получить из федеральной казны 225 млн рублей и добавить к ним 118 млн областных и 141 млн частных инвестиций. Впрочем, в программе не указаны планы по развитию собственно производственных мощностей, речь идёт лишь о развитии инфраструктуры — строительстве газовой котельной и системы газопотребления для птичников, реконструкции очистных, а также реконструкции дороги между Люблино и пос. Космодемьянского.

Кроме этого, в части агрокластера приведено некое «создание Агропарков», на которое правительство Цуканова просит 2,5 млрд рублей федеральных средств. Однако этот раздел минимально детализирован — нет сведений ни о месте, ни о характере этой инициативы. Есть лишь деньги на электросети, дороги, площадки и инженерные коммуникации, опять же — без какой-либо детализации.

IT-сектор
«Проект „Город программистов“ реализуется в целях развития базовых прорывных информационно-коммуникационных и иных новых технологий, имеющих мультипликативный эффект и являющихся основой для разработки и производства высокотехнологичной продукции, конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынках, предполагает собой создание населенного пункта для проживания до 10 тысяч семей программистов на побережье Балтийского моря, с сочетанием элементов бизнес — инфраструктуры и обычного городского ландшафта», — громко заявляют авторы проекта программы.

Это начинание, по их мнению, потребует вливания до 2020 года 19,9 млрд рублей, большую часть которых — 10,5 млрд Цуканов просит у федерального бюджета. Региональная составляющая при таком размахе исчезающе мала — лишь 415 млн. Ещё 8,6 млрд якобы должны вложить некие «внебюджетные источники», однако их названий нет ни в смете, ни в описании программы.

Наибольшую часть бюджетных средств, 4,6 млрд рублей, предполагается пустить на обеспечение жилищно-коммунальной инфраструктуры для «Города программистов». Частные инвестиции якобы пойдут на строительство жилья для работников кластера на площади в 63,8 тыс кв.метра). Интересно при этом то, что строительство жилья планируется завершить уже в 2016 году, а канализационные сети и водопровод — тянуть аж до 2019 года. Бюджетные деньги также планируется пустить на строительство трёх садиков и одной школы, на энергообеспечение объекта и строительство дорог, сооружение ФОКа, медцентра и «бизнес-инкубатора» (2,7 млрд рублей целиком из федерального бюджета).

Туризм
Самым масштабным по части инвестиций разделом данной подпрограммы является именно туризм, на который губернатор делает основную ставку. Он же наиболее интересен читателю. «Завоевание регионом 10 процентов общего рынка российских туристических поездок к 2020 году будет означать привлечение около 7 миллионов российских туристов», — говорится в описании программы. Что уже несколько удивляет, ведь в листе индикативных показателей, свидетельствующих об успехах реализации программы, напомним, говорится о росте туристического потока к 2020 году до 4 млн человек, лишь 3 млн которых — россияне.

Но что там миллионы, когда здесь — миллиарды, простите — сотни миллиардов. Стоимость работ по развитию туристического кластера оценивается правительством области в эпохальную сумму — 432,8 млрд рублей. 89,5 млрд из них Цуканов просит в федеральном центре, обещая при этом выделить 4,2 млрд из местых бюджетов и привлечь 339 млрд рублей частных инвестиций. Точнее, 338 940 970 000 рублей. Повторим, на фоне закрытия проекта особой туристско-рекреационной зоны на Куршской косе ввиду отсутствия инвесторов выглядит это намерение крайне амбициозным.

Широта размаха сквозит практически в каждой строчке «сметы» требуемых средств. Будущее туристическое счастье нарисовано крупными, щедрыми мазками. Так, к примеру, «создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры участка парка семейного отдыха в Калининградской области» (без какой-либо детализации) оценивается ровно в 50 млрд рублей, 47,5 млрд из них — федеральных. 13 млрд нужно на строительство «города сотрудников парка семейного отдыха». Все «аттракционы, казино и другие объекты для отдыха» свалены в одну кучу, на которую инвестор якобы выделит 209 млрд рублей. Гостиницы, которые обойдутся таинственным инвесторам в 76,5 млрд рублей, хотя бы частично описаны. Номерной фонд должен увеличиться на 17 тыс номеров из расчета 15% — 5 звезд, 25% — 4 звезды, 30% — 3 звезды, 30% — ниже 3 звезд. Странно, что речь на сей раз не идёт о семизвёздочных отелях. Это — то, что касается так называемого «якорного проекта». Чуть ниже опять появляются гостиницы, теперь уже без какой-либо детализации в принципе. «Развитие инфраструктуры гостеприимства в Калининграде — строительство гостиниц» оценивается в 15,4 млрд рублей, 13,2 млрд из них — частные инвестиции. Каких гостиниц? Сколько? Где? Не важно.

Прочие направления развития туризма — понятнее и скромнее. Это, к примеру, создание рекреационной зоны на Виштынецком озере (1,2 млрд рублей), велодорожка из Светлогорска в Пионерский (940 млн), долгожданная велодорожка по Куршской косе (470 млн). Довольно приятно видеть в списке мероприятий, на которые область просит средства в Москве, восстановление форта № 1 (1 млрд рублей), пешеходный маршрут по Литовскому валу, восстановление замка замка «Прейсиш-Эйлау» в Багратионовске (2,1 млрд рублей) и замка «Тапиау» в Гвардейске (4,2 млрд рублей), а также реконструкцию зоопарка (1,3 млрд рублей). Правда, мероприятия эти также крайне недетально описаны — по сравнению с прочими разделами программы.

Ещё один глобальный объект с непонятным назначением, но гигантской стоимостью — общественно-туристический центр «Королевский замок» с элементами исторической реконструкции. На эту затею Цуканов просит 8 млрд рублей, обещая привлечь еще 40 миллиардов внебюджетных средств. Логично было бы найти описание этой инициативы в текстовой части программы, но тщетно — его там нет. Зато в «смете» есть некое «строительство трех мостов в Калининграде» за 228 млн рублей федеральных денег. Каких мостов? Где? Как? Не важно. Просто мостов.

ЧМ-2018
На фоне таких титанических сумм расходы на проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года в собственно спортивной части выглядят как-то скромно. Всего-навсего 17,9 млрд рублей при федеральной составляющей в размере 13 млрд. Главный стадион, где бы он ни был построен, должен, по мнению губернатора, обойтись в 15,8 млрд рублей. Интересно, что стадион «Балтика» в этом документе назван «тренировочной площадкой», хотя ранее такой информации не озвучивалось. На реконструкцию стадиона документ отводит 580 млн рублей, еще по 210-250 млн потребуется на реконструкцию трёх других тренировочных площадок — стадионов «Локомотив», «Красная звезда» и «Трудовые резервы». Кроме того, в проекте программы фигурируют тренировочные базы в Орловке (75 млн), Светлогорске (250 млн) и посёлке Родники (рекордные 494 млн рублей).

Биохимия
Завершает список задач, требующих щедрого финансирования из федерального бюджета, биохимический кластер, базирующийся на «комплексе инновационных биохимических предприятий», реализуемом Марийским НПЗ. Он состоит из пяти объектов: заводов по производству пропиленгликоля (инвестиции в размере 2,5 млрд рублей), полиолов для автомобильной и мебельной промышленности из соевого масла (2,5 млрд), полиэтилентерефталата (1,9 млрд) и синтетического аморфного кремния (3,3 млрд), а также генерирующих мощностей на основе возобновляемых источников энергии (1 млрд рублей). 

Совокупные инвестиции Марийского НПЗ в размере 11,4 млрд рублей требуют, по мнению авторов проекта программы, 2,5 млрд федерального бюджета при собственном софинансировании в размере 378 млн рублей. Средства должны пойти на создание инфраструктуры — коммунальных сетей, модернизации подстанций, строительство газопровода, дорог, а также сооружения пожарного депо. В описательной части программы фигурируют также строительство портового терминала в составе контейнерного терминала 400 тыс TEU в год, Ро-Ро терминала до 150 тыс автомобилей в год и перевалки нефтехимических грузов. Однако в сметной части данных об этом не приводится.


Госрегулирование
Отдельно в программе упоминаются новые меры государственного регулирования, принятие которых необходимо для реализации амбициозных планов правительства. Среди конкретных предложений можно выделить возможность установления льготной ставки арендной платы за муниципальную и государственную землю и имущество для «лиц, осуществляющих приоритетные виды деятельности» снижение ставок на прибыль и налога на имущество. Последнее не совсем понятно, ведь объем инвестиций, указанных в программе, позволяет компаниям получить статус резидентов ОЭЗ и получить налоговые льготы в соответствии с ФЗ-16.

Кроме того, в списке мер приведены давно требующиеся новации, касающиеся янтаря: 
— реализация механизма по биржевой продаже янтарного сырья в Калининградской области;
— введение регулирующих экспортных пошлин на янтарное сырьё;
— устранение существующих барьеров по перемещению изделий из янтаря и драгоценных металлов, как на территорию Таможенного Союза, так и в зарубежные страны;
— ужесточение мер за незаконную добычу янтаря;
— изменение порядка лицензирования на добычу янтаря, предусматривающее обязательную реализацию янтарного сырья на бирже.

Назвать данные меры новыми достаточно сложно, разговоры о них ведутся на различных уровнях уже много лет, однако каких-либо серьёзных результатов в этом направлении пока что не видно.

Также авторы программы просят субсидировать расходы на топливо рыбодобывающим компаниям (несмотря на отсутствие рыболовного кластера в списке приоритетных), отменить обязательную регистрацию иностранцев, снизить размер страховых взносов для IT-компаний и предоставлять госгарантии по кредитам для инвестпроектов на территории Калининградской области.

Риски
В программе также приведён некий анализ возможных рисков, способных поставить под угрозу реализацию положений проекта. Их всего два: финансовая нестабильность в случае кризисных явлений в мировой и российской экономике, а также — возможные задержки в принятии необходимых и ключевых федеральных законов. Логично было бы увидеть в числе рисков коррупцию, пагубное влияние которой на госуправление и реализацию инвестпроектов такого уровня открыто подтверждают первые лица государства. Однако коррупционные риски на себя чиновники правительства Николая Цуканова во главе с губернатором, видимо, не распространяют. Помыслы чисты, задачи амбициозны. Суммы беспрецедентны.

Алексей МИЛОВАНОВ, главный редактор.

Тема в развитии

Поделитесь новостью:

Подпишитесь на нас:

Telegram, ВКонтакте