«Хватит это терпеть!»: как перестать ходить пешком и пересесть на велосипед
24 июня 2014, 11:50
Калининградским велосипедистам понадобилось всего несколько сезонов для того, чтобы превратиться из городских сумасшедших и белых ворон в тех, на кого равняются и с кого берут пример. Редакция «Афиши Нового Калининграда.Ru» пересела с грязных маршруток на самый экологический вид транспорта и делится впечатлениями от своих первых недель на двух колёсах.
Как выбрать?
Прежде чем купить велосипед, подумайте над тем, для чего он вам нужен: для прогулок по вечерам и поездок на работу или путешествий на дальние расстояния. Выбирать модель стоит исходя из этих принципов, а не руководствуясь наличием фонарика, крыльев и компьютера — все эти мелочи могут быть установлены в любой удобный момент. Посмотрев в нескольких магазинах разные марки из одной ценовой категории — той, на которую вы рассчитываете, сделайте выбор в пользу необходимой модели. В любом случае, не надо сразу стремиться купить самый технологичный, красивый и дорогой велосипед — может, вы и вовсе на нём не будете ездить.
С чего начать?
Ещё одно «прежде». Если велосипеда у вас никогда не было либо вы не катались с детского возраста, то попробуйте сначала покрутить педали в парке или на школьном стадионе — в общем, там, где минимум транспорта и пешеходов. Вы вспомните навыки, привыкните к новому средству передвижения. Постарайтесь понять конструкцию своего велосипеда: как работают тормоза, переключатели скоростей. Так вам будет легче сообразить, какой именно манёвр сделать в неожиданной ситуации. Конечно, большинство новичков так не поступает, а прямо из магазина едет колесить.
Что написано в ПДД?
Некоторые серьёзно думают, что велосипедисты не являются участниками дорожного движения, а так, словно дети в коляске, просто катаются себе в удовольствие. В ПДД, меж тем, есть много интересного и небесполезного. Так, например, если ты крутишь педали, то ты велосипедист, если же ведёшь средство передвижения рядом с собой, то ты автоматически превращаешься в пешехода. Как и любому другому водителю, велосипедисту нельзя пить за рулём (штраф — от 1000 до 1500 рублей), нельзя управлять велосипедом с неисправными тормозами и другими конструкциями. Двухколёсникам категорически запрещено поворачивать налево и разворачиваться на дорогах с более чем одной полосой в данном направлении. Почитайте, в общем, там много других интересных моментов.
Где можно ездить?
Согласно пунктам раздела 24 Правил дорожного движения, в порядке убывания ездить нужно:
— по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов;
— по правому краю проезжей части;
— по обочине;
— по тротуару или пешеходной дорожке.
То есть, если нет велосипедной дорожки, то надо передвигаться по краю проезжей части, в её отсутствие — по обочине. Как ни парадоксально, тротуар — самый последний в списке: выезжать на пешеходную зону можно только в крайних случаях, о чём большинство велосипедистов и не подозревает. Впрочем, калининградские реалии далеки от тех, которые описываются в правилах: специальных дорожек в городе почти нет, а ездить по проезжей части опасно: водители-то и друг друга не уважают, что уж тут говорить об их отношении к нам, владельцам железных коней. Так что подавляющее большинство калининградских двухколёсников предпочитают передвигаться по тротуарам — это безопаснее и не требует особых навыков. Кажется, с наличием то и дело проезжающих мимо велосипедистов неохотно, но мирятся и сами пешеходы.
Как ездить по тротуару?
Конечно, надо начинать с тротуаров. Но не думайте, что по ним можно ездить с закрытыми глазами и с мыслями о прекрасном. Вас повсюду ожидают высокие бордюры, отсутствие пандусов и недовольные пешеходы — те, которые не мирятся. И им, кстати, есть из-за чего на вас злиться: тротуар — их территория, а не ваша. Поэтому буквально забудьте о существовании звукового сигнала на руле — с какой стати пешеходы должны перед вами расступаться, если они имеют право расслабленно гулять по тротуару, а вы быстро ехать — нет. Звонок — это признак плохого тона, не иначе. Как и музыка в ваших наушниках во время езды. Вам ещё только предстоит узнать, кто такие пешеходы с плейером на пути — они вообще ничего не слышат и могут в любой момент резко повернуть в непонятном направлении, поэтому их необходимо видеть издалека и объезжать крайне аккуратно.
Хотя заглядываться на пешеходов и своих братьев по счастью тоже не стоит. Да, интересно, какой навстречу едет велик; да, интересно, кто его обладатель. Но каждая отвлечённая мысль в вашей голове повышает возможность создания сложной ситуации — вы можете наехать на яму, другой велосипедист может совершить странный манёвр, к которому вы будете не готовы. Так что расслабляться не нужно ни на секунду.
Пандусы и бордюры — отдельная история. Первые — большая в городе редкость. То есть чаще всего бывает так: ты съезжаешь по нему, а упираешься в высоченный бордюр, к чему надо быть всегда готовым: затормозить и при необходимости слезть с велосипеда, чтоб преодолеть высотку. Впрочем, большинство калининградских наездников не запаривается и взбирается, крутя педали, прямо на них на своих круизёрах, совсем для этого не предназначенных. Так делать не стоит.
Как ездить по дороге?
В определённый момент вам должно захотеться проехать по дороге — когда почувствуете, что на тротуаре вам достаточно комфортно и станете то и дело держаться за руль одной рукой. Вдохновлённые первыми успехами, впрочем, сильно не обольщайтесь: вы, конечно, стали лучше ездить, но трюк с одной рукой на проезжей части уже не пройдёт. Во-первых , изучите знаки дорожного движения. Конечно, те, что регулируют стоянку автомобилей по чётным и нечётным дням недели, вам здесь не нужны, но знать основные знаки необходимо.
Особое внимание обращайте на автомобили, припаркованные в крайнем правом ряду — те самые, которые должны, по идее, эвакуироваться. Совершая объезд, старайтесь пристально следить за этим транспортом — водитель любой из машин может внезапно открыть дверь и попытаться выйти, а еще лучше — не заметив вас, начать движение. Кроме того, не стоит обгонять автобус, трогающийся с остановки — лучше дождаться его манёвра, ехать за ним, вдыхать выхлопные газы и потерять пару минут в пути. Всё это лучше, чем попасть в ДТП.
Учтите, что когда вы пересаживаетесь на велосипед, то меняется ритм жизни, меняется количество времени, которое уходит на передвижение из точки А в точку Б. И в какой-то момент за рулём может показаться, что высокая скорость езды — это самое главное, что может быть во всём процессе. Это не так. Самое главное — это чтобы с вами ничего не случилось и вы никого не покалечили. Не надо никуда спешить, не надо стараться проскочить всюду, вы всегда и везде успеете. Это такой же синдром, как у тех автомобилистов, которые гоняют, словно сумасшедшие — вы на них наверняка не раз ругались. Не уподобляйтесь им.
Как пересекать пешеходные переходы?
На переходах необходимо слезать с велосипеда и передвигать его вручную рядом с собой — это чёткое правило ПДД, которое водители должны соблюдать. Кроме того, если у вас есть малейшее подозрение, что что-то на переходе может пойти не так, или осталось мало времени до начала красного сигнала, то лезть на дорогу не стоит. Остановитесь, слезьте с велосипеда и подождите.
Что, если дождь?
Двигаться в дождь — опаснее, чем в сухую погоду, причём в начале дождя дорожное покрытие — наиболее скользкое. В мокрую погоду не следует резко тормозить, а тем более необдуманно разворачиваться. Обращайте внимание на крышки люков — они не то что становятся скользкими, под них вовсе можно провалиться. Кроме того, смесь песка с водой — самый быстрый способ убить тормозные колодки: за месяц «мокрых» заездов они могут полностью износиться. Наконец, крылья — совсем не бесполезное изобретение, не забывайте об этом.
Где лучше парковаться?
По статистике, большинство краж происходит на велопарковках, которых, надо признать, за последние несколько лет в городе стало гораздо больше — ещё пару лет назад ими могли похвастаться лишь несколько торговых центров, а теперь парковки размещены практически у любого магазина. Но стоит помнить, что именно они и привлекают внимание воров, и велосипеды лучше оставлять в менее заметных местах, не таких проходимых. Кроме того, попробуйте найти на работе помещение для стоянки — вдруг получится?
Как выбрать замок и другие аксессуары?
Специалист одной из городских веломастерских Евгений Гречухин констатирует, что замков, дающих стопроцентную защиту, не существует: «Они сделаны для того, чтобы пристегнуть велосипед к забору и стоять рядом с ним — караулить. Лучше велик вообще не терять из виду — если его захотят украсть, то сделают это в любом случае», — поясняет специалист. «Существуют разные системы защиты — чем она выше, тем замок становится более громоздким. Лучше купить устройство размером подлиннее, чтобы зацепить им и колесо, и раму, обтянуть вокруг дерева, ведь заборы есть не везде. Максимально защитить от кражи помогут u-образные замки, но их неудобно возить с собой — они крупногабаритные. Такая же история с замками цепными — надёжные, но тяжёлые», — разъясняет Гречухин.
Шлем — это жизненно важный аксессуар. «Дорога непредсказуема, случиться может всё, что угодно. Более 80 процентов травм — это травмы головы и локтей. Шлем надо иметь обязательно, а всё остальное для городской неагрессивной езды — по желанию», — резюмирует специалист.
Что надо брать с собой?
Кладите в рюкзак на велопрогулку набор ключей, насос и заплатки на камеру — этот нехитрый набор поможет вам в неожиданной ситуации. А ещё обязательно найдите удобный для себя сервис ремонта велосипедов — рядом с домом, рядом с работой или в центре — чтобы в любой момент можно было обратиться за консультацией и за непосредственной помощью.
Что потом?
К велосипеду привыкаешь постепенно. И если поначалу нравится скорость, то со временем, наоборот, удовольствие начинают доставлять тихие и спокойные катания, самые подходящие места для которых есть в Центральном районе города. Поездки по незнакомым улицам — вообще отдельный разговор: когда ещё вам представится возможность изучить немецко-советскую архитектуру на Северной горе и побывать на Правой набережной? Утром же лучшее место — Верхнее озеро: поверьте, жизнь кажется прекраснее, если перед работой проехаться по единственной на сегодня полноценной городской велодорожке. Где ещё и попользоваться звонком к тому же можно.
Текст — Сергей МАЛИКОВ, фото — Виталий НЕВАР