«Кубана» в Риге: что было на фестивале, который прошёл не в Калининграде
09 августа 2015, 19:50
«Афиша Нового Калининграда.Ru» поехала в столицу Латвии вслед за летним фестивалем, который был отменён в посёлке Янтарный «по соображениям безопасности». Нам хватило первых двух дней мероприятия, чтобы понять: несмотря на крайне слабую посещаемость, назвать «Кубану» этого года разочарованием язык не поворачивается.
«Горите там в аду потихоньку!» — за несколько минут до начала фестиваля не попавшие на него «кубаноиды» с завистью обращались к более удачливым соратникам в социальной сети «ВКонтакте». «Здесь как-то немноголюдно»; «В Веселовке (посёлок в Краснодарском крае, неподалёку от которого раньше проходил фестиваль — прим. „Афиши Нового Калининграда.Ru“) и то народу больше», — писали об отсутствии публики на площадке другие пользователи. Участникам стотысячного сообщества можно верить как надёжному источнику — они объявили об отмене события в Калининграде раньше журналистов, а продюсер Илья Островский для них — ньюсмейкер, сравнимый с Путиным для «Первого канала» и Милоновым — для «Лентача». Не врали они и в этот раз: на рижской площадке было действительно катастрофически мало людей, фуд-корт пустовал, можно было по пальцам пересчитать тех, кто у сцены наблюдал за обратным отсчётом до старта концертов.
Впрочем, это было, скорее, предсказуемо, чем неожиданно. «„Kubana-2015 “ готовилась „на коленках“, чего вы хотите? Сделать фест за месяц практически невозможно, и это чудо, что у организаторов что-то получилось», — делилась мнением компания москвичей, купивших невозвратные билеты на самолёт до Калининграда и решивших впоследствии добираться до Риги на автобусе.
Как готовились к фестивалю
Место проведения
По словам мэра Риги Нила Ушакова, пришлось поспешить, чтобы успеть к началу фестиваля. «Это был полный форс-мажор , и организаторы молодцы, что смогли за месяц всё сюда перевезти. После расставания с „Новой волной“, „КВНом“ и „Камеди клабом“ в Юрмале Латвия столкнулась со спадом российских туристов. Поэтому нам нужно организовывать мероприятия [для их привлечения]», — признавался Ушаков во время встречи с журналистами накануне.
Что было на площадке
Помимо хорошо организованной прибрежной зоны, фестивальный городок — это большой фуд-корт (порция еды стоит порядка пяти евро), бары на каждом шагу (в том числе и московский «Дорогая, я перезвоню» с тамошними барменами и диджеями), луна-парк с аттракционами и палаточный лагерь — правда, в этот раз полупустой. Говоря о масштабных потерях «Кубаны» этого года, необходимо вспомнить не только пропажу из лайн-апа артистов (зрители не досчитались Земфиры, «Panic! at the Disco» и «The Bloody Beetroots»; причём, если первая не смогла выступить, как говорил Островский, из-за своих «обязательств перед балтийскими промоутерами», то второй и третий проекты вычеркнули из списка за день до шоу), отметить надо и исчезновение дополнительной музыкальной сцены.
К чести устроителей, на мощности и качестве звука, на размере единственной сценической площадки неурядицы фестиваля не сказались — по своим масштабам и техническим возможностям она ничуть не уступала, скажем, «Alter Stage», одной из основных сцен на недавнем «Open’er» в Гдыне. Наконец, главной достопримечательностью Луцавсалы в эти четыре дня был логотип «Кубаны» — такой же устанавливали в центре Калининграда зимой, — место долгожданных встреч и бесконечных селфи. С обратной стороны его буквы автоматически превращались в название «фестиваля-невидимки» «Anabuk».
Как прошёл первый день
Согласно лайн-апу, хедлайнером первого дня должен был стать израильский дуэт «Infected Mushroom», работающий в жанрах шумной электроники — с
Не заработал звания главной звезды четверга и «Нейромонах Феофан» — бородатый молодой человек то ли в безразмерной косоворотке, то ли в балахоне, с посохом и репертуаром про Русь-матушку под зубодробительный драм-н-бейс . По сути, настоящий хедлайнер четверга — это Илья Островский, которого принимали, как героя , победившего космические трудности. «Спасибо, что добрались, несмотря ни на что», — поприветствовал продюсер зрителей со сцены, то и дело переходя с русского на латышский.
По мнению диджея из «Дорогой…», который развлекал публику в баре до пяти утра, ажиотажа на первом дне не случилось из-за узкоформатного лайн-апа . «Такую [электронную] музыку слушает определённая публика. Весной „Ленинград“ собрал 10 тысяч рижан в одной из местных арен — вот увидишь, завтра на них будет весь город», — обещал он, оказавшись по итогам следующего дня не так уж далеко от правды.
Как прошёл второй день
Единственное, что могло в пятницу днём напоминать самым преданным «кубанойдам» о Краснодарском крае, — это тридцатиградусная жара. Ни евро, ни речной акватории, ни свежепостеленного газона они в посёлке Веселовка не видели. Второй день разделил посетителей на тех, кто следил за выступлениями «Animal ДжаZ», «Элизиума» и «Наива», и тех, кто предпочёл отдых на воде концертам русского рока под палящим солнцем. Вторых оказалось больше.
Услышав песню из второго альбома Эминема, интернациональной компании (латыши, москвичи, калининградцы) пришлось остановить хвалебную речь в адрес «Кубаны» (по их мнению, Риге как раз не хватало шумной тусовки в центре города), чтобы выяснить, не приехал ли вместе с группой «D12» и сам белый рэпер. Похоже, о нём вспомнили не только наши собеседники, но и все остальные ринувшиеся к сцене. Никакого Эминема там, само собой, не было. Ещё больше людей подтянулось во время выступления ню-металлистов из «Skindred», темнокожему лидеру которых удалось раскачать толпу дня вплоть до трюков типа «сели-подпрыгнули» и громкого «make some noise». Однако во время выступления утончённых исландцев «Gus Gus» на площадке стало пусто — их лайв напоминал закрытие пляжного рейва рано утром — неторопливое, расслабленное, но малочисленное.
«Следующая „Кубана“ должна быть где-нибудь в Казахстане — это, мне кажется, такой кочующий фестиваль», — пошутил Сергей Шнуров на пресс-конференции за полчаса до концерта. В составе «ООО „Ленинград “» (так, намекая на многочисленность группировки, называют группу журналисты РБК) на сцену вышли трубачи, вокалисты, гитаристы, персонажи вроде Александра Адольфовича Пузо и Турбобоя — всего 15 человек. Пропорционально этому увеличилось и число зрителей. До прогнозируемых десяти тысяч, правда, было далеко, но вопросов вроде «для кого здесь играть?» у музыкантов, скорее всего, не возникало.
Сложно было избавиться от ощущения, что, по всей видимости, это пик нынешней «Кубаны» — и по количеству зрителей, и по заразительности атмосферы. Девушки, радостно выкрикивающие: «*** [Пенис]!, *** [пенис]!»; юноши, подпевающие: «Прощай, ******** [обманщик], не скучай — смотри футбол», — этого должно быть достаточно, чтобы описать абсурдность атмосферы на концерте группы, которая, как оказалось, за считанные минуты гарантированно может взбодрить любого. Даже Нила Ушакова, приехавшего на выступление и выполнившего, таким образом, выданное ранее журналистам обещание.
Чего не удалось организаторам
Определённо, переезжая в Европу и понимая, что не каждый россиянин будет делать шенгенскую визу, устроители «Кубаны» рассчитывали на интерес к фестивалю со стороны латышской публики. Теоретически местные жители способны были покрыть часть убытков, связанных с возвратами билетов, и других организаторских проблем. Не произошло этого, скорее всего, из-за высокой стоимости входa: «40 евро за один день — это дорого для латышей», — признавался журналистам мэр Риги. Знает об этом и Островский: «Но всё дело, опять же, в том, что мы начинали продавать билеты в России — и там это нормальная цена, посетители „Кубаны“ к этому привыкли», — комментировал дороговизну продюсер в интервью «Delfi», оправдываясь за то, что не может снизить стоимость. В итоге идея заманить на Луцавсалу самих латышей и компенсировать, тем самым, пробел с посещаемостью, не сработала, а «Кубана» так и осталась русским фестивалем для русских.
Что у организаторов получилось
Назвать «Кубану-2015» разочарованием язык не поворачивается. В первую очередь, Островскому и его команде при поддержке рижской Думы удалось не похоронить мероприятие, хотя, казалось бы, всё к этому шло. Получилось, пусть и с большими погрешностями, продолжить его историю, переехав на новое место с удобной инфраструктурой и своими достоинствами (вроде близости к историческому центру Риги). Зрители из числа ежегодных посетителей опен-эйра отмечают, что фестиваль не только обрёл новую жизнь, но и сохранил свой «дух свободы», которым всегда славился.
В то же время, атмосфера «Кубаны-2015», ставшая притчей во языцех среди жителей Янтарного, и близко не была такой развязной, какой её представляли себе некоторые калининградские активисты, выступавшие против проведения концертов в регионе. На фестивальном поле не наблюдалось гор мусора, как на свалке в поселке им. А. Космодемьянского, все девушки были почему-то одеты, и ни одному человеку в голову не пришло начать драку, чтобы дать поработать органам правопорядка.
Невозможность обеспечения безопасности, как мы помним, стала официальной причиной отмены фестиваля «Кубана» в Калининградской области. Мы попросили Нила Ушакова ответить на вопрос, сколько именно полицейских охраняло порядок на фестивале. Мэр Риги, удивившись, ответил: «Я точно не помню и обязательно уточню, но это что-то в районе 40 человек».
Текст — Сергей Маликов, фото — Денис Туголуков, «Новый Калининград.Ru»
* Facebook — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ