Время скромной архитектуры: кто победил в новом конкурсе «Сердца города»
11 сентября 2015, 01:43
В среду вечером в
Архитектурный конкурс
«Я не припомню, чтобы где-то хоть раз говорил, что это правительственный комплекс, который мы планируем строить за бюджетные деньги», — заявил Цуканов, отвечая на вопрос, как власти собираются финансировать строительство комплекса на месте Замка.
В итоге, техническое задание предлагало конкурсантам разместить в обозначенных пределах многофункциональный зал, несколько музеев, выставочное пространство и «Зал церемоний» для государственных мероприятий. 25 августа руководитель «Сердца города» Александр Попадин сообщил, что к участию в конкурсе прислано 100 заявок «со всего земного шара». Конкретные проекты, в итоге, прислали 49 архитекторов. В первый день рабочей сессии члены жюри сразу отмели 12 проектов, допустив к финальному голосованию 37. Что, отметим, тоже немало, по сравнению с прошлогодними 19.В среду финальное голосование изрядно затянулось. Журналистам, убивавшим время в холле за фуршетом, еда через полчаса наскучила. Они потянулись к стеклянным дверям
В тесном лабиринте планшетов, столов и стульев члены жюри наконец объявили победителей конкурса, переводя толпу от одной работы к другой. Если в прошлом году объявление результатов проходило в торжественной обстановке в Художественной галерее, то сейчас мероприятие получилось несколько сумбурным. Официоз потерялся
Победителя в тесном кругу прессы объявил председатель жюри, голландский архитектор Барт Голдхоорн. Два миллиона рублей достались молодому калининградскому архитектору (живущему, впрочем, в Милане) Антону Сагалю. Его концепция была выбрана жюри единодушно. Причём, как оказалось, судьи могли бы и проглядеть проект Сагаля, если бы на него не обратил внимание немецкий архитектор Ханс Штимманн.
«Вдруг оказалось, что это проект, в котором сочетаются и элементы восстановления двух крыльев замка, и элементы современной архитектуры, причем очень лаконичной, брутальной архитектуры, которую мы сравнили с архитектурой фортификационных сооружений Кёнигсберга, и создание новых пространств взамен этого
По словам Штимманна, проект Сагаля идеально отвечает поставленным конкурсом задачам. «Он соединяет исторические корни, частично восстанавливая и вновь создавая саму площадь, и в то же время сохраняет символ советской архитектуры. Это проект, который даёт перспективу, взаимосвязь истории и современности — открытое будущее, что предполагает дальнейшее архитектурное развитие вашего города», — отметил немецкий специалист.
Ознакомиться с проектами участников предыдущего конкурса можно здесь, здесь и здесь.
В своей концепции Сагаль предложил воспроизвести западный и восточный флигели замка в масштабе четырёх этажей. Остальные здания должны быть построены в современном стиле. «Новая структура, формально отличающаяся от исторических построек, должна объединить два восстановленных сооружения, создать новые городские пространства, гармонично вписать комплекс в существующий контекст, а также обеспечить выполнение требуемых функций, — пишет автор проекта в пояснительной записке. — Главный принцип — ясное разделение между восстановленными и новыми сооружениями, что, однако, не исключает диалог между ними». Прототипом нового комплекса стала «обобщенная типологическая схема орденского замка». С применением схожих принципов формообразования и взаимосвязи с окружающими территориями.
При этом основной акцент в проекте сделан именно на новых открытых публичных пространствах. Объёмы в данном случае необходимы для создания самой структуры этих площадей. Многофункциональный зал и административные помещения архитектор оттеснил к площадке бывшей «Старой башни», разместив их в шестиэтажном здании Конвента. Дом Советов калининградец трогать не стал, рассудив, что он и так достаточно хорош и заслуживает собственного проекта благоустройства.
По словам члена жюри архитектора Сергея Скуратова, выбранный проект не только отвечает на множество профессиональных вопросов, но и выступает проектом «объединения, примирения и соединения, потому что он объединяет чаяния, надежды и представления о том, какими должны быть центральные пространства города и вообще каким должен быть город». «Нам показалось, что именно только такой проект сейчас для России для такого места может быть. И это очень важно, потому что не конфронтация, не
О возможном видоизменении проекта сообщил и врио губернатора Николай Цуканов.
«Наверняка на стадии проектирования часть зданий будет иметь другое назначение и, возможно, несколько изменённый внешний вид, — заявил Цуканов. — Дальше, когда начнёт вмешиваться экономика, возможна
Второе место и миллион рублей отошли к победителям «Сердца города» — петербургской «Студии 44». Если в прошлом году в рамках общей градостроительной концепции они предложили построить «замок наизнанку», то в этот раз остановились на менее экстравагантном решении. Петербуржцы предложили построить по старым лекалам новый Королевский замок, который не будет выглядеть псевдоисторической поделкой, пытающейся ввести в заблуждение относительно своего возраста. Его они назвали «защитным кофром для памятника археологии». Внутренний двор этого «
Два третьих места и миллион на двоих получили архитекторы из Испании и Италии. Оба проекта отличились крайне неординарным подходом. Если испанцы предложили разместить новый комплекс фактически под землёй с несколькими выходящими на поверхность
Как пояснил Сергей Скуратов, проект этот получил третью премию не потому, что его надо воплотить, а потому что это «интеллектуальный вызов». «Это значит, что разные идеи могут сосуществовать. В принципе, может быть и такое решение проблемы, но сейчас, наверное, не то время и не тот город, в котором эта идея может быть реализована, но идея очень красивая», — сообщил архитектор. Врио губернатора в свою очередь заметил, что сам он этот проект не поддерживал, но жюри большинством голосов решило, что концепция заслужила внимания.
«Это очень элегантный проект, в данном случае мы его выбираем на третье место не для того, чтобы его строить, а для того, чтобы над ним думали», — пояснил решение жюри Юрий Аввакумов. По его словам, в этом проекте «очень красивая, очень интеллектуальная история, которая апеллирует к философу Иммануилу Канту». Итальянцы предложили своё решение проблемы памятника советской эпохе — «огромный пустотелый объём из золотого стекла» с центрами творчества и изучения философии внутри.
«Есть и второе элегантное решение — автор не стал строить ни внутри, ни над, ни рядом с разрушенным замком. Он предлагает эти руины законсервировать и сохранить так, как они есть, чтобы превратить в своего рода памятник кровавым событиям, тяжёлым годам и так далее. Мы привыкли к вертикальным монументам, а у вас фактически возникнет своя Пальмира, свой Парфенон или свои Помпеи», — сообщил архитектор.
Специальный приз жюри «За самую красивую мечту» получил проект калининградского архитектора и личного друга врио губернатора Артура Сарница, известного адепта восстановления Королевского замка. В этот раз он не стал далеко отходить от своей основной идеи. На планшетах изображён во всей своей красе старый орденский замок Кёнигсберг, Дом Советов демонтирован, а на его месте построена галерея в классическом стиле. Понятно, что этот проект, как и итальянский, предназначен для размышления, а не для воплощения, и понятию скромной архитектуры оба они отвечают едва ли.
Весьма кстати к вопросу о скромной архитектуре к середине
Фото — Виталий НЕВАР, проекты предоставлены бюро «Сердце города».