«Коровы боками трутся»: что ожидает территорию вокруг Башни Врангеля

24 февраля 2016, 15:59

«Коровы боками трутся»: что ожидает территорию вокруг Башни Врангеля

На прошлой неделе на градосовете во время обсуждения проекта апарт-отеля на месте кондитерской фабрики на Пролетарской оказалась затронута тема куда более важная и широкая — тема взаимодействия городских властей и предпринимателей в работе над архитектурным и не только обликом города. В том числе, всплыла и старая идея «пешеходизации» ул. Баранова. «Недвижимость Нового Калининграда.Ru» узнала, как должен развиваться узел Баранова — Пролетарская — Озёрный проезд, по мнению горвластей, архитекторов и предпринимателей.

Апарт-отель на месте фабрики

Так получилось, что на перекрёстке улиц Баранова и Пролетарская оказались обозначены сразу несколько крупных объектов. Во-первых, это Башня Врангеля, из которой через несколько лет ожесточённого противостояния власти всё-таки изгнали арендаторов, а теперь собираются отдать её Музею янтаря. Архитектор и друг губернатора Артур Сарниц даже разработал концепцию дальнейшего развития Башни и территории вокруг неё. Если вкратце, то там про динозавров и лодочки. Во-вторых, это Центральный рынок, руководство которого планирует построить на месте вещевого рынка торговый центр, для чего в прошлом году даже провело архитектурный конкурс. В-третьих, это восьмиэтажный отель «Хилтон» на берегу Верхнего озера, разрешение на строительство которого было выдано летом 2015 года. И, наконец, это территория бывшей кондитерской фабрики на пересечении Пролетарской и Озёрного проезда, где инвестор намерен возвести апарт-отель высотой 24 метра. Именно ради обсуждения этого комплекса в прошлый вторник в мэрии Калининграда и собрался градостроительный совет.

По словам главного архитектора Калининграда Вячеслава Генне, этот узел уже не раз обсуждался и с инвесторами, и с разработчиками Генплана. Через месяц градосовет планирует рассмотреть облик нового здания рынка. «Есть вопросы, связанные с разработкой проекта планировки, группа архитекторов разрабатывает концепцию пешеходной зоны от пл. Победы до Пролетарской и с выходом к озеру. Это один из градостроительных приоритетов, и он учтен в материалах Генплана», — подчеркнул Генне, отметив, что большое количество расположенных по этому маршруту торговых центров требует оборудования технологических подъездов для разгрузки и выгрузки, поэтому обсуждать приоритеты пешеходного движения необходимо отдельно, учитывая интересы всех причастных к улице Баранова. «Мы имеем право организовать застройщиков в некий пул, который мог бы стать заказчиком проекта планировки, но это привело к тому, что инвесторы чуть ли не в рабство запланировали разработчиков взять — только их интересы, никак не городские. В общем, город, скорее всего, сам станет заказчиком проекта планировки», — добавил главный архитектор.

Проект нового апарт-отеля на месте кондитерской фабрики представил бывший главный архитектор Калининграда Игорь Ли. По его словам, проект был разработан ещё в 2014 году, однако на некоторое время была взята пауза, а теперь заказчик собирается в ограниченные сроки заняться реализацией. Территория комплекса попадает в охранную зону казармы Врангельского кирасирского полка, поэтому новое здание не может быть выше 24 метров, но инвесторам хватает и этого. Следует отметить, что апарт-отель — это скорее жилой дом с малогабаритными квартирами, нежели гостиница в привычном понимании. Единственное отличие апартаментов от жилья состоит в том, что в первых нельзя прописаться.

«Здание получается довольно протяженной конфигурации, особенно вдоль Озерного проезда, отсюда некоторые фасадные нюансы, — рассказал Ли. — Чтобы сбить монотонность, фасад оформлен тремя ступенями». По его словам, сильно разнообразить фасад, учитывая функционал нового здания, достаточно сложно. Возможно, это и к лучшему, уверен архитектор. Тем более что доминантой в любом случае остаётся Башня Врангеля. «Это монумент архитектурный, влияние которого чувствуют все, кто бы что рядом ни пытался спроектировать», — отметил Ли.

4.jpg 5.jpg 7.jpg 8.jpg 9.jpg 10.jpg 11.jpg

Ради создания диалога с Башней архитекторы решили скруглить угол здания напротив памятника и придать ему некоторую схожесть с крепостным сооружением. А вот с кондитерской фабрикой, на месте которой будет возведён отель, придётся попрощаться — архитекторы собираются сохранить только память о комплексе. «Здание само интересное, и многие элементы в память об этом здании мы пытались повторить в наших 1–2 этажах. Если посмотреть, то наши первые этажи в какой-то мере повторяют архитектуру сносимой в планах застройщика кондитерской фабрики», — подчеркнул автор проекта апарт-отеля.

В проектируемом здании первый этаж будет полностью отдан под торговлю. Сейчас архитекторы думают над правилами размещения вывесок на фасаде, чтобы они «не расползлись» по всему зданию. Кроме того, почти по всей площади отеля предусмотрена подземная парковка. На территорию гостиницы есть два варианта заезда — с Черняховского (но там мешает остановка) и с Озёрного проезда сквозь арку.

Архитектор Олег Васютин заметил, что если комплекс повторят очертания кондитерской фабрики, то вполне логично было бы оставить фрагмент оригинального фасада. Однако, по словам Ли, фасад проектируемого здания будет расположен ближе к красным линия, чем фабрика, а разбирать и собирать заново кусок стены — идея сомнительная.

Глава «Сердца города» Александр Попадин предложил воспользоваться расположением здания, сделав два разных фасада для Озёрного проезда и для Пролетарской и соединив их «шарниром» на углу. Вячеслав Генне посчитал проект нового комплекса слишком скучным для этой территории. «Я не считаю, что инвестор пытается сделать объект уникальным, интересным, такое здание может возникнуть на любом перекрёстке не только Калининграда, поэтому эти приемы, которые они используют — фронтоны, рефлекс в сторону башни, — есть риски, что сделают это просто штукатуркой, и будет обыкновенный торговый ряд», — прокомментировал он проект журналистам.

«Хилтон» и конкурсы

В целом архитекторы отнеслись к проекту апарт-отеля достаточно ровно. Чего нельзя сказать о мелькнувшем на видеоролике Артура Сарница здании «Хилтона» на берегу Верхнего озера. «Этот комплекс более-менее в атмосферу входит, но как бельмо на глазу гостиница на берегу озера, — раскритиковал вид отеля председатель горсовета Андрей Кропоткин. — Этому зданию с такой архитектурой не место в этом месте». Генне в ответ на это предложил депутатам горсовета помочь с идеей обязательного согласования архитектурного проекта.

Архитектор Сергей Гулевский назвал отель непонятным зданием, которое «село на берег озера», и заявил, что в этом месте город обязан провести архитектурный конкурс, чтобы не допустить градостроительных ошибок. «Эти улицы настолько важны для города, что лучше бы, конечно, архитектурный конкурс провести», — присоединился к Гулевскому Попадин.

Скриншот 2016-02-24 15.21.05.png 2.jpg 1.jpg 6.jpg 12.jpg

Игорь Ли в свою очередь заметил, что узаконить обязательное архитектурное согласование на муниципальном уровне вряд ли получится, однако можно сделать обязательным проведение архитектурных конкурсов для застройки определённых участков города. «Может, каждый сарай не нужно проводить через конкурс, но как минимум на центральной магистрали, начиная с Генплана или с Правил землепользования и застройки, определить зоны обязательного конкурсного проектирования, и тогда город будет иметь хороший цивилизованный легитимный рычаг. И будет выбор», — прокомментировал он. Прозвучало также предложение дать, наконец, статус нормативного документа разработанной городской колористике. «Если действительно будет подготовлен такой документ, то мы его примем. Мы давно хотим навести порядок, потому что, честно говоря, уже надоело», — поддержал идею Кропоткин.

«Мы из плоскости обсуждения конкретного объекта перешли в плоскость обсуждения существующей нормативной ситуации в градостроительном законодательстве в целом в государстве. У нас появился шанс всё-таки продвинуться в сферу не запретов и навязываний, а именно регулирования колористики», — подытожил Генне. И добавил, что сегодня ситуация сложная не только в центре города, но и в микрорайонах, где встречаются совершенно разные формообразования и материалы в застройке, хотя есть и удачные примеры — тот же Чкаловск или ул. Артиллерийская. Главное, заметил Генне, определиться, хотим ли мы, чтобы квартал у Башни Врангеля был уникальным. Если да, то необходимо донести эту идею до всех заинтересованных инвесторов и относиться к этой территории именно с такой точки зрения.

«Здание должно быть уникальным, мы идем, и ничего нового не происходит, тысячи квадратных метров, похожих друг на друга, ничего нового нет. А есть места, где это неприемлемо — это центральная, историческая часть города. Не обязательно вторить старине и делать объекты под антиквариат, есть масса других интересных архитектурных решений. Вот с „Хилтоном“ этого не получилось. Думаю, где-то в марте рассмотрим вопросы, связанные с проектом планировки, и как минимум еще два объекта — „Хилтон“ и рынок. Если надо, будем влиять на ситуацию», — поделился он позже с журналистами.

Пешеходизация ул. Баранова

Ещё одной важной проблемой, задетой по ходу обсуждения, стало преобразование Баранова в пешеходную улицу. Этот план горвласти вынашивают уже довольно давно, хотя с воплощением всё как-то не складывается. Вокруг этой улицы сосредоточено слишком много торговых объектов, чтобы полностью перекрывать по ней автомобильное движение. «Рынок не хочет даже слышать про пешеходную зону. На перекрестке от Ракитной до Баранова — Пролетарской они нарисовали площадки для маневрирования, разворотные площадки для фур, а мы рисуем себе такие иллюзии, связанные с созданием пешеходной зоны и свободного трафика до Верхнего озера», — посетовал Генне. Основное решение остаётся за Генпланом, у разработчиков которого своё видение ситуации. К тому же необходимо ещё разработать проект планировки территории вокруг Башни Врангеля, а тут уже городу не нравятся идеи инвесторов, так что администрация собирается выступить заказчиком самостоятельно. Сейчас, как отметил главный архитектор, важно собраться всем заинтересованным лицам и обсудить сложившуюся ситуацию, чтобы найти достойный выход. «Улица Баранова — 25 метров в ширину по красным линиям, а сейчас она превратилась — боками коровы будут тереться. Односторонняя, однопутная дорожка по брусчатке. В общем, предложение такое — через месяц собираемся, обсуждаем тему планировки, возможно, речь будет идти о неких конкурсных процедурах», — заявил он.

_MG_9341.jpg

Позже в разговоре с журналистами главный архитектор пояснил, что полностью пешеходной зоной Баранова не будет в любом случае, необходимо предусмотреть въезды на парковки, подъезды к торговым центрам и так далее, однако основными пользователями улицы всё-таки должны стать пешеходы. «Это не паркетный пол 25 метров в ширину, где ходят люди с зонтиками и в тапках. Во всем мире все эти пешеходные зоны имеют ограниченное движение — загрузка товаров, заезды», — рассказал он.

Основные претензии у Генне — к Центральному рынку, который «видит только свои интересы». «Самые доходные рестораны — это там, где человек приехал, запарковался в витрину ни джипе, сидит, ест и смотрит на джип. Та же самая ситуация с предпринимателями, то есть он выгрузил свои колготки, трусы, беляши, рядом стоит джипчик. Вот это хорошее место. Где он стоит — на Баранова стоит. Вот и идешь через эти ряды удочек, лавочек, бензопил, старых аккумуляторов, покрышек и так далее. Мы сами довели ситуацию до такого не без помощи руководства рынка», — посетовал главный архитектор.

В свою очередь директор Центрального рынка Сергей Званок в разговоре с корреспондентом «Нового Калининграда.Ru» заявил, что рынок вовсе не против пешеходной зоны, и даже наоборот — всячески поддерживает эту идею, просто хочет, чтобы это была «правильно организованная улица с возможностью подъездов для фур». «Инвестор вкладывает в строительство порядка 1,2 млрд рублей. Мы пытаемся с городом друг друга услышать, чтобы они нам помогли всё учесть. Рынок не может остаться без обслуживания транспортом и без покупателей. Нужно предусмотреть улицу транспортно-пешеходной. Просто закрыть знаками и поставить лавочки и деревья — это значит устроить транспортную блокаду, городу надо создать условия для инвесторов и помочь и вашим, и нашим», — подчеркнул он. По словам директора рынка, вопрос с забитыми тротуарами будет решаться, торговые объекты будут убираться, однако есть разрешения на размещение объектов за красными линиями, выданные городом, и это уже должна решать администрация. «Нас никто не приглашает, с нами никто не советуется. Надеемся, на следующей неделе будет встреча», — подытожил Званок.

Фото — Виталий Невар, иллюстрации предоставлены пресс-службой администрации Калининграда.

Поделитесь новостью:

Подпишитесь на нас:

Telegram, ВКонтакте