«Коровы боками трутся»: что ожидает территорию вокруг Башни Врангеля
24 февраля 2016, 15:59
На прошлой неделе на градосовете во время обсуждения проекта
Апарт-отель на месте фабрики
Так получилось, что на перекрёстке улиц Баранова и Пролетарская оказались обозначены сразу несколько крупных объектов.
По словам главного архитектора Калининграда Вячеслава Генне, этот узел уже не раз обсуждался и с инвесторами, и с разработчиками Генплана. Через месяц градосовет планирует рассмотреть облик нового здания рынка. «Есть вопросы, связанные с разработкой проекта планировки, группа архитекторов разрабатывает концепцию пешеходной зоны от пл. Победы до Пролетарской и с выходом к озеру. Это один из градостроительных приоритетов, и он учтен в материалах Генплана», — подчеркнул Генне, отметив, что большое количество расположенных по этому маршруту торговых центров требует оборудования технологических подъездов для разгрузки и выгрузки, поэтому обсуждать приоритеты пешеходного движения необходимо отдельно, учитывая интересы всех причастных к улице Баранова. «Мы имеем право организовать застройщиков в некий пул, который мог бы стать заказчиком проекта планировки, но это привело к тому, что инвесторы чуть ли не в рабство запланировали разработчиков взять — только их интересы, никак не городские. В общем, город, скорее всего, сам станет заказчиком проекта планировки», — добавил главный архитектор.
Проект нового апарт-отеля на месте кондитерской фабрики представил бывший главный архитектор Калининграда Игорь Ли. По его словам, проект был разработан ещё в 2014 году, однако на некоторое время была взята пауза, а теперь заказчик собирается в ограниченные сроки заняться реализацией. Территория комплекса попадает в охранную зону казармы Врангельского кирасирского полка, поэтому новое здание не может быть выше 24 метров, но инвесторам хватает и этого. Следует отметить, что апарт-отель — это скорее жилой дом с малогабаритными квартирами, нежели гостиница в привычном понимании. Единственное отличие апартаментов от жилья состоит в том, что в первых нельзя прописаться.
«Здание получается довольно протяженной конфигурации, особенно вдоль Озерного проезда, отсюда некоторые фасадные нюансы, — рассказал Ли. — Чтобы сбить монотонность, фасад оформлен тремя ступенями». По его словам, сильно разнообразить фасад, учитывая функционал нового здания, достаточно сложно. Возможно, это и к лучшему, уверен архитектор. Тем более что доминантой в любом случае остаётся Башня Врангеля. «Это монумент архитектурный, влияние которого чувствуют все, кто бы что рядом ни пытался спроектировать», — отметил Ли.
Ради создания диалога с Башней архитекторы решили скруглить угол здания напротив памятника и придать ему некоторую схожесть с крепостным сооружением. А вот с кондитерской фабрикой, на месте которой будет возведён отель, придётся попрощаться — архитекторы собираются сохранить только память о комплексе. «Здание само интересное, и многие элементы в память об этом здании мы пытались повторить в наших 1–2 этажах. Если посмотреть, то наши первые этажи в
В проектируемом здании первый этаж будет полностью отдан под торговлю. Сейчас архитекторы думают над правилами размещения вывесок на фасаде, чтобы они «не расползлись» по всему зданию. Кроме того, почти по всей площади отеля предусмотрена подземная парковка. На территорию гостиницы есть два варианта заезда — с Черняховского (но там мешает остановка) и с Озёрного проезда сквозь арку.
Архитектор Олег Васютин заметил, что если комплекс повторят очертания кондитерской фабрики, то вполне логично было бы оставить фрагмент оригинального фасада. Однако, по словам Ли, фасад проектируемого здания будет расположен ближе к красным линия, чем фабрика, а разбирать и собирать заново кусок стены — идея сомнительная.
Глава «Сердца города» Александр Попадин предложил воспользоваться расположением здания, сделав два разных фасада для Озёрного проезда и для Пролетарской и соединив их «шарниром» на углу. Вячеслав Генне посчитал проект нового комплекса слишком скучным для этой территории. «Я не считаю, что инвестор пытается сделать объект уникальным, интересным, такое здание может возникнуть на любом перекрёстке не только Калининграда, поэтому эти приемы, которые они используют — фронтоны, рефлекс в сторону башни, — есть риски, что сделают это просто штукатуркой, и будет обыкновенный торговый ряд», — прокомментировал он проект журналистам.
«Хилтон» и конкурсы
В целом архитекторы отнеслись к проекту
Архитектор Сергей Гулевский назвал отель непонятным зданием, которое «село на берег озера», и заявил, что в этом месте город обязан провести архитектурный конкурс, чтобы не допустить градостроительных ошибок. «Эти улицы настолько важны для города, что лучше бы, конечно, архитектурный конкурс провести», — присоединился к Гулевскому Попадин.
Игорь Ли в свою очередь заметил, что узаконить обязательное архитектурное согласование на муниципальном уровне вряд ли получится, однако можно сделать обязательным проведение архитектурных конкурсов для застройки определённых участков города. «Может, каждый сарай не нужно проводить через конкурс, но как минимум на центральной магистрали, начиная с Генплана или с Правил землепользования и застройки, определить зоны обязательного конкурсного проектирования, и тогда город будет иметь хороший цивилизованный легитимный рычаг. И будет выбор», — прокомментировал он. Прозвучало также предложение дать, наконец, статус нормативного документа разработанной городской колористике. «Если действительно будет подготовлен такой документ, то мы его примем. Мы давно хотим навести порядок, потому что, честно говоря, уже надоело», — поддержал идею Кропоткин.
«Мы из плоскости обсуждения конкретного объекта перешли в плоскость обсуждения существующей нормативной ситуации в градостроительном законодательстве в целом в государстве. У нас появился шанс
«Здание должно быть уникальным, мы идем, и ничего нового не происходит, тысячи квадратных метров, похожих друг на друга, ничего нового нет. А есть места, где это неприемлемо — это центральная, историческая часть города. Не обязательно вторить старине и делать объекты под антиквариат, есть масса других интересных архитектурных решений. Вот с „Хилтоном“ этого не получилось. Думаю,
Пешеходизация ул. Баранова
Ещё одной важной проблемой, задетой по ходу обсуждения, стало преобразование Баранова в пешеходную улицу. Этот план горвласти вынашивают уже довольно давно, хотя с воплощением всё
Позже в разговоре с журналистами главный архитектор пояснил, что полностью пешеходной зоной Баранова не будет в любом случае, необходимо предусмотреть въезды на парковки, подъезды к торговым центрам и так далее, однако основными пользователями улицы
Основные претензии у Генне — к Центральному рынку, который «видит только свои интересы». «Самые доходные рестораны — это там, где человек приехал, запарковался в витрину ни джипе, сидит, ест и смотрит на джип. Та же самая ситуация с предпринимателями, то есть он выгрузил свои колготки, трусы, беляши, рядом стоит джипчик. Вот это хорошее место. Где он стоит — на Баранова стоит. Вот и идешь через эти ряды удочек, лавочек, бензопил, старых аккумуляторов, покрышек и так далее. Мы сами довели ситуацию до такого не без помощи руководства рынка», — посетовал главный архитектор.
В свою очередь директор Центрального рынка Сергей Званок в разговоре с корреспондентом «Нового Калининграда.Ru» заявил, что рынок вовсе не против пешеходной зоны, и даже наоборот — всячески поддерживает эту идею, просто хочет, чтобы это была «правильно организованная улица с возможностью подъездов для фур». «Инвестор вкладывает в строительство порядка 1,2 млрд рублей. Мы пытаемся с городом друг друга услышать, чтобы они нам помогли всё учесть. Рынок не может остаться без обслуживания транспортом и без покупателей. Нужно предусмотреть улицу