На «Дне реки»: есть ли шансы у калининградских набережных
15 июня 2016, 18:01
На прошлой неделе в Калининграде прошла двухдневная конференция «День реки», посвящённая, как несложно догадаться, прибрежным пространствам Калининграда. «Недвижимость Нового Калининграда.Ru» провела два дня в компании урбанистов, социологов, активистов, архитекторов, яхтсменов и прочих причастных к речным просторам региона, попыталась понять, чем отличается это мероприятие прошедшего три года назад и задумалась о том, есть ли шансы у реки в Калининграде.
Вид на Калининград с середины Преголи — зрелище не для слабонервных, однако своего поклонника имеет. Каждый год летом акватория заполняется многочисленными плавсредствами разнообразной вместимости, неизменно предлагающими туристам насладиться незабываемой прогулкой по водным просторам Калининграда. Прогулка эта обычно охватывает остров Канта и небольшой кусочек акватории у Музея Мирового океана до двухъярусного моста или до порта. На сегодняшний день это единственный пример
Надо отметить, что это далеко не первое мероприятие, посвящённое околоводным пространствам Калининграда. Около трёх лет назад прошёл аналогичный семинар со схожим составом участников, затем была разработана концепция «Ватерфронт», потом появился проект «Вал», однако всё это так и осталось на бумаге.
На практическом фронте за это время тоже произошли некоторые изменения. Например, с горем пополам
Правда, дать
Тот факт, что в Калининграде река находится на задворках города, за эти годы не озвучил только ленивый. Ещё раз напомнил об этом во время прогулки по Преголе главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне. «Мы находимся в некоей точке эволюции судьбы воды в нашем городе, судьбы реки. Некогда активное судоходство на Преголе отсутствует, градостроительная доктрина прошлых лет связана с тем, что река рассматривалась как задние дворы общественных зданий и сооружений», — заметил он, вспомнив, как до реконструкции набережной Трибуца «фактически на крыльце Художественной галереи» можно было обнаружить «диваны, кресла, покрышки и холодильники».
По сути, публичное пространство Преголи в Калининграде сегодня не так уж велико. Более того, оно очень хорошо делится на несколько частей. Например, территория за двухъярусным мостом: с одной стороны — порт, с другой — промзоны Правой набережной. Виды мечты для любителей урбанизированной среды. Однако горвласти не теряют надежды на ревитализацию этого участка города. «Например, бизнесмены могли бы обустроить Правую набережную, — предположил Генне. — То есть это в принципе сейчас и происходит. Это такая особенность реки, это видно — мощная строительная площадка, вся территория в кранах. Сюда переселяется бизнес, открываются кафе и рестораны, автосервисы, промышленность выдавливается в
Однако редевелопмент подобной территории требует огромных инвестиций, которых, увы, сейчас нет. Не говоря уже о том, что
Ещё один участок — от двухъярусного моста до эстакады. К одному берегу здесь претензий фактически нет — Музей Мирового океана считается одним из украшений города. На другой берег никто смотреть особо не хочет — всё тот же бетон, склады, стоянки и пустырь. Никаких внятных идей по благоустройству Портовой пока что не существует, тут ситуация схожа с Правой набережной.
Наиболее «туристическая» часть Преголи — это территория вокруг острова Канта, ограниченная эстакадой, Деревянным и Высоким мостом. Здесь есть набережная «Рыбной деревни», Юбилейный мост и… да, пожалуй, всё. Назвать набережными разваливающиеся подпорные стенки и дырявый асфальт бывшего Кнайпхофа или сквера вдоль Московского проспекта можно с очень большой натяжкой. Наиболее приемлемо в этом советском наследии, кстати, выглядит участок вдоль Эпроновской, где нет высоких бетонных парапетов или дорог. Правда, не хватает естественных спусков к воде, но рыбакам и этого достаточно. А других пользователей у реки сейчас, в принципе, и нет, как заметил исследователь из Стокгольма Тимоти Андерсон.
«Калининграду предстоит решить две задачи —
В целом бетонные набережные и жутковатая застройка — это самая яркая черта Преголи на сегодня, с которой
Набережной Карбышева напротив Трибуца, к счастью или к сожалению, гранит не грозит. Её собираются обустраивать в
Головная боль властей на Новой Преголе — территория «Дариты» с тлеющим короотвалом (но там проблема вроде решается) и полузаброшенной застройкой (вот здесь посложнее). «Сейчас предприятие не функционирует и используется как складские помещения, хотя оно вполне может стать объектом редевелопмента — сохранить максимальное содержание, реконструировать с изменением функций. Собственник никаких усилий, связанных с проектным продвижением, в последние годы не прикладывает, — посетовал Генне. — Я в прошлом году инициировал сбор исходных данных и переслал их в один из Московских ВУЗов, чтобы здание стало площадкой для исследования — курсовой или дипломной работы. Это было в прошлом году, ждем ответной реакции, может, студенты приедут и сделают небольшую выставку. Может, это подтолкнет его [собственника] к изменениям».
Ближе к окраинам города берега застроены эллингами. Побогаче — на Новой Преголе (к этим у властей претензий нет), попроще — на Старой. Последние в своё время вызвали обширное негодование губернатора Цуканова, потребовавшего
Но остальные участники конференции неожиданно для представителя администрации за эллинги заступились, назвав их «лучшим, что здесь есть» и сообщив, что губить жизнь на воде нельзя ни в коем случае. «С точки зрения визуальной характеристики ничего здесь хорошего нет. Я хотел бы услышать предложения, как сделать это всё цивильно. Мы не отменим жизнь на воде, но если русскому мужику дать маленький участок у воды, он в течение 20 лет будет таскать туда материалы строительные, потом соорудит избушку на курьих ножках, жена будет говорить, что он рукастый, но это будет просто уродливо. Это касается всех дачных обществ в большинстве своём», — проворчал в ответ главный архитектор. Впрочем, остальные участники его не поддержали и даже попросили внести в резолюцию сохранение неказистых построек в качестве части идентичности Калининграда.
В резолюцию также вошли рекомендации по созданию рабочей группы для дальнейшей работы, замечания о необходимости очистки русла и предложение организовать сотрудничество с калининградскими ВУЗами в сфере урбанистики. Однако главным вопросом остаётся дальнейшее взаимодействие горожан с властями и инвесторами. Как справедливо заметил архитектор Олег Васютин, вода у властей сейчас
Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»