Директора школ Калининграда после 1 января обнаружили, что финансирование подведомственных им образовательных учреждений начало сокращаться. Некоторые учебные заведения недосчитались по итогам марта 100 тысяч рублей, некоторые — 500 тысяч. «Новый Калининград.Ru» разбирался в новых экономических реалиях, в которых оказались калининградские школы.
Минус восемь миллионов
Тревогу забили педагоги. Они рассказали «Новому Калининграду.Ru», что в школах проводят собрания по поводу возможных сокращений. «Зарплаты педагогом обещали не урезать, но „под нож“ могут пустить ставки педагогов дополнительного образования, логопедов.
Собеседник «Нового Калининграда.Ru» предложил взглянуть на приказы регионального министерства образования о перечислении школам субвенций на обеспечение государственных гарантий в сфере образования, которые выложены в свободном доступе на сайте минобра. «Субвенции — это то самое финансирование школ, которое сейчас осуществляется из областного бюджета. Их перечисляют каждый месяц. Деньги за счет субвенций идут на зарплату педагогов и школьные расходы — покупку учебников, мебели, — рассказал источник. — Для сравнения можно взять финансирование школ в ноябре (декабрь, как обычно, не очень показателен) и феврале, марте. Уже в феврале калининградские школы получили денег меньше, чем в ноябре 2016 года. В марте эта тенденция продолжилась».
Проблемы возникли после того, как в декабре 2016 года по инициативе правительства области были приняты поправки в региональное законодательство об образовании. Поправки не только лишили компенсаций родительской платы за детсады семьи с уровнем доходов выше прожиточного минимума, но и пересмотрели подход к подушевым нормативам на школьников, который прежние власти региона старались особо не трогать.
«Если раньше был единый норматив на одного школьника в год, который затем регулировался повышающими коэффициентами, то теперь нормативы сделали дифференцированными — отдельные для каждой ступени. Изменились подходы к нормативу на внедрение ФГОС (федеральный государственный стандарт образования), на
Корреспондент «Нового Калининграда.Ru» поинтересовался ситуацией с финансированием школ у нового врио
По данным министерства образования, в 2016 году средняя заработная плата педагогов в школах составила 28598 рублей — это 105,6% от средней зарплаты в регионе за прошлый год. При этом в соответствии с майскими указами президента средняя зарплата педагогов должна быть не ниже средней по региону.
«По информации министерства образования Калининградской области, расчет финансирования школ рассчитывается ежемесячно исходя из численности, структуры обучающихся и реализуемой программы, — сообщили в правительстве. — Например, в ноябре 2016 года в школах региона обучалось 99,8 тыс человек, на 1 марта 2017 года — 99,6 тыс человек. Это ежегодная тенденция, связанная с выбытием учащихся из вечерних школ, выбытием старшеклассников в профессиональные образовательные организации». По данным министерства образования, финансирование всех школ области в ноябре составило 338,8 млн рублей, в марте — 331,5 млн рублей. «В целом на финансирование школ в областном бюджете в 2016 году было предусмотрено 3914,5 млн рублей в 2017 году — 4157,3 млн рублей. Таким образом, снижения финансирования школ не планируется», — заверили в
«Формирование штатного расписания относится к компетенции образовательной организации. Поэтому решение об увеличении или сокращении численности работников принимается руководителем образовательной организации по согласованию с учредителем», — сообщили в
Министерство образования, скорее всего, просто недоговаривает. Общее финансирование школ региона действительно осталось практически на прежнем уровне. Но в серьезный минус ушли образовательные учреждения областного центра — если в ноябре школам Калининграда было перечислено 168,059 млн рублей, то в феврале — 161,33 млн рублей, в марте — 161,980 млн рублей, то есть на 6 млн с рублей меньше. Если так пойдет и дальше, по итогам года снижение финансирование системы образования Калининграда может составить более 70 млн рублей.
Недорогие инвалиды
Калининградские школы были переведены на подушевое финансирование в 2008 году. Принцип подушевого финансирования заключается в том, что школа получает из бюджета области на каждого ученика определенную сумму. Чем больше учащихся — тем больше общее финансирование, которое идет на зарплаты педагогов и учебные расходы — учебники, наглядные пособия, новые школьные парты
До января 2017 года базовый норматив был единым для всех. В последний раз он индексировался три года назад. Правда, два с половиной года назад его снизили на 1,3%, установив на уровне 27203 рубля в год за одного ученика.
При этом к базовому нормативу применялись всевозможные коэффициенты — к примеру, 0,12 за кадетский класс, 1,06 за внеурочную работу или интерактивную школу, 1,3 — за профильные углубленные классы в старшей школе, 6,4 — за обучение
Но с нового года все изменилось — министерство образования ввело дифференцированные нормативы для каждой ступени образования и убрало повышающие коэффициенты, которые применялись ранее. Приказ от 29 декабря появился на сайте минобра только 10 января.
К примеру, норматив на одного ученика начальной школы в классе, где внедряется ФГОС, теперь составляет 32776 рублей в год. Это на 4829 рублей за одного человека меньше, чем по прежним правилам. Также после реформы снизились нормативы на старшеклассников, обучающихся в профильных классах, изменился подход к дополнительному образованию — его теперь финансируют по адресному принципу по 1329 рублей за ученика в год. По сравнению с предыдущими годами снизился норматив на учебные расходы — на одного ученика бюджет выделяет всего 2448 рублей в год на покупку учебников, наглядных пособий и новых парт и стульев
Самое серьезное урезание коснулось норматива на
Педагоги отмечали, что такой высокий норматив был оправданным — ведь особые дети проходят обучение по индивидуальным программам, а не в составе класса. С 1 января министерство образования установило норматив на детей-инвалидов в размере 135676 рублей. То есть снижение норматива для них составило 64832 рублей (32%).
«Живем и выживаем»
Анализ приказов о финансировании учебных заведений показал, что урезание финансирования коснулось почти всех школ Калининграда, за исключением единиц. Прибавилось денег у вечерней школы № 17, Городского центра образования (он также исполняет функции вечерней школы) и ШИЛИ (
«Я, как директор, получила сведения о том, что в связи с новыми нормативными документами и законом „Об образовании“ Калининградской области, который претерпел изменения, внесены поправки в процедуру финансирования школ, — рассказала директор гимназии № 40 Татьяна Мишуровская. — Действительно, норматив сейчас дифференцирован по ступеням — начальному, основному общему и среднему общему образованию. Это обусловлено, прежде всего, тем, что новые ФГОС предполагают дополнительный перечень внеурочных занятия и достаточно обогащенный в тех параллелях и на тех ступенях, где идет профильное обучение. Достаточно много групп создается на старшей ступени образования. Так как ФГОС предполагают индивидуальный профильный план, эти группы могут быть малочисленными — не 15, а 5 человек. Действительно это требует дополнительных затрат, и подход к финансированию, по всей видимости, обусловлен требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов».
По словам Татьяны Мишуровской, зарплата в гимназии не снижалась, сокращений также не проводилось. «Мы пересмотрели весь наш бюджет, все поступающие денежные средства и очень разумно подошли к тому, чтобы сохранить тот уровень оплаты труда, который был. Это удается сейчас, потому что есть поддержка из фонда стимулирования качества образования», — сообщила директор гимназии.
Сокращение финансирования подтвердила и директор лицея № 49 Людмила Осипова. «Я думаю, что это с законом никак не связано. Это связано с той экономической обстановкой, которая сегодня наблюдается в стране. Это такие естественные закономерные процессы, которые пока имеют место быть, — рассказала директор лицея № 49. — Но я живу надеждой, что
По словам Людмилы Осиповой, зарплаты педагогам в лицее были пересмотрены — у
«Сказать, что мы это пережили с воодушевление — нет, конечно. Тяжело было. Я лично, как директор, хорошо понимала, чем это может для нас обернуться. Взяла себя в руки, взяли себя в руки все. Думаем, считаем каждую копейку. Будем жить, куда деваться», — рассказала Людмила Осипова.
Директор лицея отметила, что технический персонал в школе не сокращался, но к началу нового учебного года она будет вынуждена посмотреть на ставки педагогов дополнительного образования. «И есть некоторые ставки, от которых придется отказаться, поскольку
Директора школ, согласившиеся пообщаться с корреспондентом «Нового Калининграда.Ru» на условиях анонимности, обратили внимание на тот факт, что о нововведениях никого особо не извещали. Бюджет на новый учебный год формировался еще в августе прошлого года, именно тогда решался вопрос о количестве ставок, педагогов, зарплатах. С 1 января правила игры резко поменялись, и теперь школам в экстренном порядке приходится переверстывать бюджеты и пытаться выживать в новых условиях.
«Понимаете, проблема в том, что теперь в министерстве образования считают, что школой должен руководить не педагог, а коммерсант. Директорами ставят людей, которые никогда не работали в школе, — рассказал один из руководителей школ. — Сейчас в министерстве образования пытаются сформировать скамейку запасных, планируется поменять больше 10 директоров школ. Не хочется даже думать, к чему это приведет в конечном итоге».
«В произошедшем нет ничего удивительного — в той или иной мере финансирование школ сокращают три последние года, причем недополучить средства можно даже за несвоевременное размещение информации на сайте, — отметил другой директор. — Вопрос заключается в другом — станет ли уменьшение норматива школам ежегодной традицией, промолчит ли вновь профсоюз или же новый амбициозный губернатор сможет вникнуть в эту проблему, затрагивающую интересы не только педагогических работников, но всех семей, в которых есть дети».
Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»