Критерий нуждаемости: почему не все многодетные теперь получат землю
18 января 2019, 12:52
В середине января 2019 года в редакцию «Нового Калининграда» начали поступать обращения от калининградских многодетных семей, которые не смогли встать в очередь на земельный участок. Выяснилось, что с 1 января 2019 года изменился областной закон — теперь, чтобы получить землю, семье необходимо быть нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Тихой сапой
Поправки в закон «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» были внесены правительством региона в Калининградскую областную Думу 19 ноября 2018 года. 21 ноября их утвердил комитет по землепользованию регионального парламента, а 29 ноября 2018 года поддержала областная Дума. Основной акцент при рассмотрении законопроекта ставился на то, что многодетные семьи получат возможность заменить земельный участок денежной компенсацией. Это нововведение властями признавалось необходимым, поскольку очередь многодетных за землей по региону превышала 6 тысяч человек, а земельные участки не везде выдавались быстро. Поэтому возможность получить деньги сейчас вместо земли «неизвестно когда» презентовалась как благо.
Решением правительства сумма компенсации была установлена в размере 300 тысяч рублей. Многодетным семьям предоставляется выбор — они могут получить эти деньги или ждать свой земельный участок. Региональной казне и налогоплательщикам денежные подарки для многодетных обойдутся в 120 млн рублей в год.
Другой вопрос, что в этих же поправках, причем в первых их строках, был один крайне существенный нюанс.
Законодателям предлагалось в статье 16.1 «пункт 1 после слов „в возрасте до 18 лет“ дополнить словами „, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки их на данный учет“». В переводе с законодательного на русский это означает, что теперь за бесплатной землей от государства могут обращаться только те, кто не обеспечен собственным жильем и уже официально стоит в жилищной очереди в своем муниципалитете либо имеет основания для постановки в очередь.
Консультации по признанию семей (прописка — г. Калининград) нуждающимися в жилых помещениях осуществляется в управлении учета и найма жилья комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» (ул. П. Морозова, д.6/8, каб. № 8, дни приема: вторник, четверг с 10–00 до 17–00, обед с 13–00 до 14–00, телефон 92-39-25 ).
Со списком документов, необходимых для того, чтобы получить признание в улучшении жилищных условий в Калининграде, можно познакомиться по ссылке, и он многодетных вряд ли обрадует. Более того, чтобы семья из областного центра была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, на человека должно приходиться не более 12 кв. м общей площади жилого помещения. То есть если у вашей семьи из пяти человек есть квартира или другое имущество площадью 62 кв. метра, то бесплатная земля от государства вам полагаться не будет.
В каждом муниципалитете своя учетная норма жилья для признания семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий. В Гусеве это те же 12 квадратных метров, в Советске — 14 «квадратов». Нормы устанавливают местные депутаты.
Один важный нюанс — поправки в закон вступили в силу с 1 января 2019 года. То есть семьи, в которых третий ребенок родился в декабре, могли бы еще попасть в очередь на бесплатную землю, даже если обеспечены жильем. Однако поправки приняли незаметно, без серьезного обсуждения на заседаниях комитета и областной Думы. Поэтому семьи, обратившиеся в муниципальные отделы соцзащиты с заявлениями на землю, и получили отказ. Они не смогут претендовать ни на землю, ни на компенсацию, которая предлагается вместо земли.
Многодетных, которые успели встать в очередь до 1 января 2019 года, нововведения не коснутся. Если они не являются нуждающимися, никто их из очереди выгонять не будет. Многодетным-«новичкам» просто не повезло.
Подарки за чужой счет
В 2010 году президент России Дмитрий Медведев предложил выделять бесплатные земельные участки для строительства жилых домов или дач семьям при рождении третьего и последующего ребенка. Он также предложил регионам давать многодетным дополнительный семейный капитал и продумать возможность увеличения налоговых преференций для семей с тремя и более детьми.
Выделять деньги и землю предлагалось всем без исключения многодетным семьям, поскольку России необходимо было решать демографические проблемы, и нужно было стимулировать рождаемость.
В Калининградской области закон о земле для многодетных вступил в силу в ноябре 2011 года. Самая большая очередь тут же сформировалась в областном центре. Мэрия не раз признавала, что участки должны быть обеспечены инфраструктурой (вода, свет, канализация), а денег на эту инфраструктуру нет. Более того, не у всех многодетных была возможность найти солидные суммы на собственное строительство, поэтому подарочная земля от государства воспринималась в качестве дополнительного финансового ресурса — участок можно было продать, а вырученные средства пустить на покупку квартиры.
Если вернуться к поправкам, которые тихой сапой ввели критерий нуждаемости, то в пояснительной записке к законопроекту говорится, что сделано это «в соответствии с Перечнем Поручений Председателя Правительства Российской Федерации
При этом в записке отмечается, что «с учетом темпов рождаемости и предоставления земельных участков в Калининградской области до конца 2018 года очередь многодетных граждан на получение земельных участков сохранится».
Поэтому, видимо, региональные власти решили ликвидировать очередь самым простым, но радикальным способом —
Впрочем, справедливости ради надо отметить, что наш регион не единственный, кто решил перестать дарить подарки многодетным семьям. В Земельный кодекс РФ еще в 2014 году была внесена поправка, которая разрешила субъектам Федерации вводить критерий нуждаемости при постановке многодетных в очередь. То есть всего лишь спустя 4 года федеральные правители «включили заднюю» с готовностью покромсать свой же дар жителям государства.
Власти Калининградской области в течение четырех лет не торопились рубить по живому, в отличие от других. В числе одной из первых была Нижегородская область — еще в 2015 году региональные власти ввели не только критерий нуждаемости, но и обязательное подтверждение «малоимущести» многодетной семьи, претендовавшей на участок. Башкирия ввела критерий нуждаемости в 2017 году. А вот правительство Ульяновской области, наоборот, решило с 2019 года давать землю всем многодетным без исключения.
Бесплатная земля для многодетных — это не первый «президентский» подарок жителям, который региональным или муниципальным властям приходится обеспечивать за счет местных налогоплательщиков и ресурсов. Аналогичная история произошла с компенсациями родительской платы за детский сад — их тоже «подарили» гражданам в 2006 году перед выборами президента и даже пару лет выплачивали из федеральной казны. Но в 2009 году финансовое бремя по их выплатам переложили на региональные бюджеты, и с 2017 года областные власти решили платить их только нуждающимся. Региональный семейный капитал для многодетных, который рекомендовал ввести Медведев, — это тоже деньги области. Не стоит забывать и про «майские указы» — президент велел повышать зарплаты бюджетникам, но делать это приходится за счет региональной и муниципальной казны. Разве что материнский капитал пока ещё платят за счет федеральной копилки — Пенсионного фонда. Но такими темпами и его могут переложить на регионы со всеми неприятными последствиями.
По всей видимости, демографическая проблема для федеральных властей уже не является первоочередной. Но, во всяком случае, надеяться на поддержку государства, решая вопрос о потомстве, уж точно не стоит. Слишком часто президентские подарки превращаются в… сами знаете что.
Текст — Марина Заболотнова, фото — Денис Туголуков, «Новый Калининград»