«Новый этап борьбы»: что происходит с придорожными аллеями в Калининградской области

Денис Туголуков / Новый Калининград
Все новости по теме: Экология

В апреле власти заявили о планах вырубить в 2021 году деревья вдоль 11-ти региональных дорог. Контракт заключили с компанией, которая оценила работы по сносу 2500 насаждений в одну копейку. Защитники придорожных аллей считают, что в последние годы борьба за деревья вдоль трасс в Калининградской области вновь обострилась. Чиновники же утверждают, что под снос попадают только те насаждения, которые представляют угрозу для людей, и те, которые расположены на участках для расширения дорог. Немногочисленные «компенсационные» посадки называют «русскими» аллеями. Что же касается «прусских», то по этому вопросу чёткой позиции у властей по-прежнему нет. «Новый Калининград» попытался разобраться, насколько обоснованны вырубки и что в итоге теряет регион.

«Они просто сами падают»

«По дороге обратно в Кёнигсберг [из Нестеровского района] мы позволили себе ещё раз насладиться восточно-прусским ландшафтом, который теперь отчасти стал степным и невзрачным, но всё же обладал определённой прелестью, хотя, возможно, она была вызвана детскими воспоминаниями. Чудесная местность, с великолепными придорожными аллеями, на которых полно старых деревьев, с цветущей природой и зерновыми полями — таким когда-то был этот ландшафт», — пишет посетивший Калининградскую область в послевоенные годы житель Восточной Пруссии Ханс-Георг Заутер в своих воспоминаниях о детстве.

Работа по созданию системы придорожных аллей началась в Восточной Пруссии в восемнадцатом веке и продолжалась до 30-х годов прошлого столетия. Её инициировали короли Фридрих Вильгельм и Фридрих Великий. Деревья высаживали вдоль дорог главным образом из практических соображений. Плотно сомкнутые кроны защищали путешественников от дождя и ветра. В летнее время создаваемая ими тень увеличивала выносливость людей и лошадей, на которых они передвигались. Зимой стволы деревьев помогали лучше ориентироваться в пути. В 19-м веке аллеи стали в том числе символом богатства, их часто можно было встретить на пути к владениям. 

В послевоенные годы деревья вдоль дорог в Калининградской области ещё продолжали высаживать, но в гораздо меньших масштабах. Тем не менее, по словам экологов, в некоторых аллеях сегодня можно обнаружить насаждения возрастом от 50 до 150 лет.

Активно вырубать придорожные деревья в регионе начали примерно с 2010 года. Особенно масштабные вырубки проводили в 2012-2014 годах. В Госавтоинспекции необходимость таких мероприятий объясняли тем, что деревья представляют дополнительную опасность для водителей. «Деревья уже не просто создают предпосылки ДТП, они просто сами падают. И это уже двойная опасность: если не ДТП, то дерево просто может упасть на автомобиль. Однозначно нужно убирать все деревья», — заявлял в 2013 году в эфире телеканала «Каскад» Николай Потапчук, на тот момент — начальник отдела надзора областного УГИБДД. Позицию Госавтоинспекции поддерживали в областном правительстве.


Статистика, которую озвучивали тогда в ГИБДД, показывала, что каждое третье «тяжёлое» ДТП в регионе связано с наездом на придорожные деревья. При этом пострадавшими оказываются не только виновники ДТП, но и другие участники аварий. После негативной реакции общественности в Госавтоинспекции подход несколько пересмотрели. «Мы считаем, что старые больные деревья вдоль дорог нужно убирать, вместо них сажать новые, но на нормативном расстоянии от дорог», — обозначил в 2014 позицию ведомства Александр Михалевич, занимавший в то время пост заместителя начальника областного УГИБДД. Госавтоинспекция даже предлагала властям разработать целевую программу, которая предусматривала бы поэтапную вырубку деревьев с автодорог и одновременно высадку насаждений на другом расстоянии от проезжей части «для технического назначения и архитектурно-художественного оформления». Однако о дальнейшем развитии этой идеи ничего неизвестно.

Нынешний руководитель ведомства Геннадий Бубёнов несколько лет назад высказал куда более радикальную точку зрения. «Вдоль дороги ничего не должно быть выше 15 сантиметров», — заявил он в 2018 году на радио «Комсомольская правда — Калининград», аргументировав такую позицию высокой тяжестью аварий с наездом на деревья. «Шансов выжить практически нет», — уточнил начальник областного УГИБДД.

По данным Госавтоинспекции, в 2020 году в Калининградской области спилили порядка четырёх тысяч придорожных деревьев. Примерно такое же количество вырубали и пять лет назад. В 2010-2012 и 2017-2019 годах вырубки были масштабнее — тогда в регионе спиливали по 5-7 тысяч деревьев в год.

«Грустно это осознавать, но ведь никто даже не знает, сколько ещё у нас осталось придорожных деревьев. В своё время нам удалось получить в министерстве развития инфраструктуры такие цифры: по данным 2005 год на дорогах Калининградской области насчитывалось около 375 тысяч деревьев. Больше инвентаризация не проводилась, а под топор, начиная с 2012 года, уходило по четыре-пять тысяч деревьев в год — и это только по предписаниям ГИБДД. Но деревья вырубались при строительстве и расширении дорог — без компенсации, хотя в муниципалитеты перечислялись на это средства. А сколько было вырублено без разрешений, это нам только предстоит узнать — после того, как будет проведена современная инвентаризация. Я думаю, мы уже потеряли примерно треть того, что было в 2005 году. Но и 2005 год — не точка отсчёта, ибо в девяностые ещё все дороги Калининградской области были обсажены аллеями — и автомобильные, и грунтовые, и даже сельские, идущие между полей», — говорит эколог, сопредседатель общественной организации «Экозащита» Александра Королёва.


«Жизнь и смерть — это обычные вещи»

В последние годы региональные власти утверждают, что вдоль дорог проводят только санитарные вырубки. Помимо этого снос насаждений возможен при строительстве или реконструкции дорог. Предыдущий губернатор Николай Цуканов в ответ на петицию, которую ему направляли активисты, заявлял, что «практически за каждое вырубленное дерево» будут отчитываться министерство инфраструктуры и органы местного самоуправления. «Если раньше вырубкой занимались целенаправленно компании, которым давали это право, они вырубали десятки километров, то сейчас ведётся санитарная вырубка», — разъяснил в 2015 году Цуканов, высказав мнение, что на второстепенных дорогах «потрясающе красивые аллеи дубовые, ясеневые — их, конечно же, надо будет оставлять». «Сносить деревья можно только там, где мы строим или ремонтируем дороги», — приводила слова экс-губернатора пресс-служба областного правительства.

Нынешний глава региона Антон Алиханов занял похожую позицию. «Я что, деревья не люблю? Люблю. <...> Надо пилить. Жизнь и смерть — это обычные вещи. Древо не вечно, оно умирает, но это не значит, что мы не можем посадить что-то новое, своё. Вместо того, чтобы говорить „Вы — сволочи“, давайте лучше вместе создадим что-то новое, хорошее. Мы не сволочи. Я люблю эти аллеи, они мне нравятся, но в них гибнет огромное количество народу, они не нормативны. Я считаю, что они конструктивно нужны. Они позволяют осушать территорию вокруг, они создают тень в жаркие дни, чтобы не плавился асфальт и так далее. И вообще это красиво просто. Но где-то это просто необходимо. Вот и всё», — заявил Алиханов во время встречи с блогерами и администраторами пабликов «ВКонтакте» в августе 2019 года.

В этом году в Калининградской области планируют вырубить 2500 деревьев вдоль 11-ти региональных дорог. Работы проведут на участках дорог Калининград — Правдинск — Крылово, Полесск — Большаково, Калининград — Знаменск, Знаменск — Озёрск. В ответ на призывы неравнодушных жителей области остановить уничтожение аллей, власти утверждают, что «у дорожников нет задачи срубить все деревья» вдоль трасс. «Их спиливают только если они аварийные, по предписанию ГИБДД или при реконструкции. В последнем случае обязательно проводят компенсационные высадки», — разъяснило министерство развития инфраструктуры в «Инстаграме»* губернатора Антона Алиханова.

Госавтоинспекция, в свою очередь, утверждает, что выдаёт предписания на снос деревьев на основании выводов межведомственной комиссии. «У нас идёт постоянный мониторинг дорог, мы выявляем такие деревья, проводим анализ и выдаём предписания владельцам автодорог на уборку таких деревьев. А владельцы автодорог — это наши органы исполнительной власти и местного самоуправления», — пояснял в марте замначальника первого отдела регионального УГИБДД Андрей Сырутович.


Однако активисты указывают, что предписаниями порой бывают охвачены многокилометровые участки дороги. В очередном обращении к губернатору Антону Алиханову (имеется в распоряжении редакции «Нового Калининграда») они заявляют о недоверии к документам, которые выдаёт Госавтоинспекция. «Здесь есть определённое несовершенство. Не до конца однозначно можно оценить ситуацию, потому что ГИБДД выдаёт предписания не для конкретной точки, на которой статистически зафиксировано повышенное количество аварий — такие точки, безусловно, есть, но они часто бывают также и на дорогах, лишённых деревьев. Предписания выдаются сразу на участок определённой длины. Иногда почему-то получается, что это как раз тот участок, где деревья могут представлять какую-то ценность. Не знаю, случайно или нет», — поясняет геоэколог, кандидат географических наук Мария Кохановская.

Она обращает внимание, что придорожные деревья не являются причиной ДТП. «Если анализировать аварийные участки, которые определяет межведомственная комиссия, там не всегда имеются деревья. Если есть деревья, то одной из мер указывается вырубка, хотя, как мы видим по новостям, если происходит ДТП, его причиной является неправильно выбранный скоростной режим, иногда у водителя в крови находят определённое содержание алкоголя. Мы даже читаем, что водитель не имел водительского удостоверения, что он был не первый раз задержан за превышение скорости. Дерево не влияет на причину, оно только влияет на последствия. Если авария произошла, придорожное дерево может повлиять на исход этой аварии, но деревья, как мы часто говорим, не выбегают на дорогу. Происходит некая редукция: причин ДТП много, но почему-то в качестве решения проблемы предлагается уничтожение вот этого нашего наследия — придорожных деревьев, аллейных посадок», — размышляет участница инициативной группы «Аллеи Калининградской области».  

«Древесина растворяется в воздухе»

Как считают общественники, межведомственная комиссия, решениями которой руководствуется ГИБДД, «сформирована для создания иллюзии правомерности массовых вырубок, безотносительно реальной статистики ДТП и без опоры на какую-либо научно обоснованную или закреплённую нормативными актами методику приговаривания придорожных деревьев к гибели». В обращении к губернатору они указывают, что в 2020 году на участке дороги Заозерье — Заливное под снос попали 422 дерева, на дороге Калининград — Знаменск — Озёрск — Гусев — Добровольск — Неман — 318 деревьев, сплошным рубкам подверглись аллеи на дорогах Мозырь — Подлипово — Сергеевка — Каменка, Калининград — Правдинск. При этом большинство вырубленных деревьев, как утверждают активисты, росло на прямых участках, «значительная их часть не обладала признаками сухостоя, гнили и т.п. и, вероятно, была вывезена на деревообрабатывающее производство (в отличие от стволов с изъянами, оставленных на обочине на несколько недель)».

Защитники аллей также провели исследование, в котором сравнили ситуации с дорожными происшествиями на дорогах с аллеями и без. В результате они пришли к выводу, что, например, на 10-километровом участке Железнодорожный — Правдинск, где расположена аллея черешчатого дуба, за последние шесть лет произошло четыре аварии, один человек погиб. На аналогичном по длине отрезке Холмы — Гвардейск, где нет деревьев и в два раза больше полос движения, за тот же период , по данным активистов, произошло 16 ДТП, в которых погибло четыре человека.

«Калининградская область уникальна именно аллеями, придорожных аллей в России нет. Именно это позволяет представителям ГИБДД манипулировать статистикой дорожных происшествий и, уничтожая деревья, имитировать деятельность по повышению безопасности на дорогах. Деревьев всё меньше, а количество ДТП на Калининградских дорогах, по сообщениям того же ГИБДД, из года в год не снижается. Где же логика в стремлении уничтожить придорожные аллеи?» — рассуждает Александра Королёва.


В 2021 году областное управление дорожного хозяйства объявило аукцион на «валку деревьев, угрожающих безопасности дорожного движения», стоимостью 7,73 миллиона рублей. Как поясняли в областной Госавтоинспекции, раньше деньги на вырубку деревьев направляли «по остаточному принципу». С недавних пор финансирование этих работ стали закладывать в бюджет. Однако стоимость контракта с московской компанией «СК «Вертикаль» в итоге составила одну копейку. Тендер попыталась оспорить антимонопольная служба, но торги признали законными. В чём заключается выгода подрядчика при победе в таком аукционе, неясно. Гендиректор и основной совладелец компании Вадим Безродный заявил корреспонденту «Нового Калининграда», что находится в отпуске и не может давать комментарии.

Общественная организация «Зелёный фонд», рассуждая об этой закупке в своём Telegram-канале, указывает, что после вырубки придорожных деревьев «древесина растворяется в воздухе». «При том, что часто „опасными“ [деревьями] оказываются, например, дубы. В среднем одно такое дерево даёт два-три кубометра ценной древесины при рыночной цене порядка 15 тысяч рублей за куб. То есть условные 4000 тысячи дубов — это около 8-10 тысяч кубов древесины или до 150 миллионов рублей. Плюс документы на перевозку, которые подрядчик получает под закупку, что даёт возможность „обеления“ незаконно добытой древесины. Отсюда и цена в одну копейку. Более того, коммерсанты готовы даже приплачивать властям за возможность подзаработать на уничтожении „изюминки“ туристической привлекательности региона — придорожных аллей», — утверждают в «Зелёном фонде». Организация также указывает, что уничтожение аллей в Калининградской области «идёт и на тех дорогах, которые не расширяются».

Авторы обращения к губернатору о прекращении уничтожения аллей называют контракт с «Вертикалью» совершенно неправдоподобным. Они, как и «Зелёный фонд», указывают на непрозрачность утилизации порубочных остатков, а также на то, что законодательством не закреплена необходимость компенсаций за вырубку по предписаниям ГИБДД. Активисты высказывают предположения о "заинтересованности отдельных субъектов «в уничтожении «как можно большего количества благополучных деревьев».

Подозрения, вызванные контрактом с «Вертикалью», Антон Алиханов попытался развеять в своём «Инстаграме»*. «Чтобы у компании (выигравшей аукцион, — прим. „Нового Калининграда“) не было интереса снабжать аффилированные с ними компании переработчиков древесины, сделаем так, что её будет забирать муниципалитет для собственных нужд. Таким образом уйдём от лишних усилий по разным обоснованиям для рубок», — написал глава региона. Ничтожную стоимость контракта Алиханов комментировать не стал.

«Русские, а не прусские»

Рассуждая о сохранении придорожных деревьев, губернатор не раз подчёркивал, что сегодня в Калининградской области сажают «русские аллеи на нормальном гостовском расстоянии». «У нас в основном сейчас политика — мы сажаем новые аллеи уже русские, а не прусские вдоль отремонтированных дорог. Но некоторые такие аллеи мы даже делаем памятниками природы, потому что это красота, с которой мы не готовы расставаться даже ради повышения безопасности», — заявлял глава региона в эфире радиостанции «Комсомольская правда — Калининград».

До недавнего времени памятником природы в Калининградской области была признана только дубовая придорожная аллея между посёлками Отрадное и Лесное — решение об этом приняли ещё в 1985 году. В 2016 году аллеи включили в список категорий особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Однако с тех пор этот статус присвоили только трём объектам. Согласно постановлению областного правительства от декабря 2019 года, особо охраняемыми признаны липовая аллея Низовье — Константиновка, аллея черешчатого дуба у Нестерова и аллея черешчатого дуба у посёлка Ясная Поляна площадью 26,9 га, 4,9 га и 2,2 га соответственно.

Из документа следует, что эти участки считаются природными объектами, которые имеют «экологическое, культурно-историческое и эстетическое значение». Новый статус предусматривает мониторинг антропогенного воздействия на аллеи, лесопатологический мониторинг, а также учёт и инвентаризацию зелёных насаждений, входящих в их состав. На территории объектов запрещается любая деятельность, которая приведёт к нарушению их сохранности. «Конечно, даже при статусе особо охраняемой территории можно будет делать рубки ради ухода либо санитарные рубки. Но для этого надо будет действительно доказать, что дерево больное и спасти его уже невозможно», — уточнял в эфире радио «Комсомольская правда — Калининград» министр природных ресурсов и экологии региона Олег Ступин.

Как считает Александра Королёва, в целом работа общественников по присвоению калининградским аллеям статуса ООПТ оказалась проиграна. «Движение „Аллеи Калининградской области“ выступало за придание охранного статуса всем аллеям без исключения, требуя признать их ландшафтным каркасом и исторической ценностью, что так и есть. Сделать этого не удалось. Мы попытались идти другим путём, составили и передали в 2017 году в региональное министерство экологии и природных ресурсов список из более чем тридцати наиболее ценных аллей. Министерство тогда заявило со всех высоких трибун, что будет придавать охранный статус двум аллеям в год. Баланс явно не в пользу аллей: минприроды сохранит в год две аллеи, министерство развития инфраструктуры обещает только в 2021 году вырубить 11 аллей. Но даже со своими обещаниями минприроды не справилось. В 2019 году охранный статус получили три аллеи, материалы по одной из них готовила „Экозащита“ и движение „Аллеи Калининградской области“. На этом пока всё», — говорит эколог.


В обращении к Антону Алиханову указывается, что в 2020 году в регионе должны были проводить процедуру постановки на учёт ещё трёх аллей, включая аллею черешчатого дуба на дороге посёлок Железнодорожный — поворот на посёлок Сопкино, которая относится к числу самых ценных в регионе. «В связи с обусловленной пандемией COVID-19 реструктуризацией бюджета министерства [природных ресурсов и экологии] проведение данных работ было „заморожено“, и статуса ООПТ аллея не получила. Однако неясно, почему работа по постановке этой и двух других аллей не была начата министерством в 2021 году. Сегодня над этой аллеей, являющейся частью дороги Правдинск — Крылово и представляющей большой интерес с точки зрения деловой древесины, буквально навис топор, и вопрос о её защите нужно решать немедленно», — считают авторы. Сейчас деревья в этом месте спилены до посёлка Севское, другие насаждения, запланированные к сносу, помечены краской.

Что касается «русских» аллей, то их в регионе пока высажено совсем не много. В 2017 году инициативная группа «Аллеи Калининградской области» организовала сбор денег и высадила Народную аллею на дороге, которая ведёт к посёлку Романово в Зеленоградском округе. В 2019 году саженцы там дополнительно высадили губернатор Антон Алиханов и чиновники областного правительства. Посадки продолжаются силами активистов. Последняя акция прошла в апреле 2021 года — сейчас в аллее 160 деревьев. Эксперты группы наблюдают, чтобы посадки происходили «по всем правилам аллейного искусства». Саженцы для этой аллеи выращивает владелец питомников в Калининградской области Игорь Бахаровский. 

«Это фишка региона»

Защитники калининградских аллей указывают в числе прочего на их историко-культурную, эстетическую и адаптационно-климатическую ценность. «Для меня, наверное, ценность аллей — прежде всего, ландшафтная. Это такой уникальный природно-культурный ландшафт. Кроме этого, есть и другие, естественно-научные, скажем так, аспекты. Наверное, самый актуальный связан с адаптацией к изменениям климата. Наша область — среди тех регионов, которые довольно сильно ощущают на себе последствия вот этого глобального изменения климата. Прежде всего, это перепады температуры — то заморозки, то оттепели — и сильные ветра. Наличие зелёных насаждений в городе и за городом, в том числе аллей, помогает смягчить эти последствия изменения климата. Помимо этого, Калининградская область — переувлажнённая. И наличие придорожных деревьев помогает снизить уровень грунтовых вод. Дерево высасывает воду, и через крону идёт испарение. Получается, это как такой естественный кондиционер. Это здорово чувствуется, когда едешь на велосипеде в жару», — поясняет геоэколог Мария Кохановская.

По её словам, уничтожение аллей «идёт уже много лет». «Сейчас происходит усугубление, какая-то интенсификация этого уничтожения», — считает участница инициативной группы. Такого же мнения придерживается Александра Королёва. «Насколько я слежу за событиями, сейчас в Калининградской области разворачивается новый этап тотальной борьбы с придорожными деревьями, вроде того, что происходил в 2012-2014 году. И речь идёт не о сносе отдельных аварийных деревьев — а об уничтожении целых аллей на той или иной дороге», — говорит эколог.

В защиту придорожных аллей в Калининградской области выступают и некоторые урбанисты. Так, например, блогер Илья Варламов в своём посте под названием «Во всём виноваты деревья» сравнил «суперопасные калининградские дороги» с «опасными дорогами у американцев, европейцев и японцев». «В общем, виновник опасности калининградских дорог найден — подлое придорожное дерево, терроризирующее местных автомобилистов. Но ничего, скоро ГИБДД разберётся!» — констатировал блогер, рассуждая о новых планах по сносу деревьев в регионе.

Урбанист Аркадий Гершман во время путешествия по области высказал мнение, что придорожные аллеи обладают «особой атмосферностью» и могли бы спасать «небольшие городки, «если правильно это подать». «Чтобы природа не разрушала построенную дорогу, высаживали по бокам деревья, и сейчас это прекрасные аллеи, которые как раз очень хотят вырубить, чтобы они не портили статистику, чтобы на них не умирали люди. Но опять же нельзя вот так поступать. Это фишка региона. И это защита тех же самых дорог, на самом деле. Просто нужно понять, что это не те дороги, по которым можно гонять. Здесь нужно успокаивать трафик, и вообще, мне кажется, надо делать магниты с этими аллеями, популяризировать их, проводить там экологические лекции на эту тему, потому что это действительно очень круто», — сказал Гершман (видео путешествия урбаниста по области выложено в его канале в YouTube). О том, что вырубка придорожных аллей снижает туристическую привлекательность Калининградской области, заявляли и в региональной ассоциации гидов-экскурсоводов. «Люди едут и из-за этих аллей в том числе. Теперь все ездят в Восточную Германию смотреть на эти аллеи», — сказал глава объединения Владимир Смирнов на заседании областного совета по туризму в 2018 году.

Однако доводы экологов и общественников о том, что старые аллеи увеличивают срок службы дорожного полотна, отвергают дорожники. «Это в корне неверно. Неверно в тех случаях, когда деревья растут в непосредственной близости, на краю проезжей части: корневая система деревьев разрушает дорожное полотно, она его не укрепляет. Это совершенно точно, — заявил директор дорожного предприятия „ДСП“, депутат горсовета Калининграда Сергей Григоренко в беседе с корреспондентом „Нового Калининграда“. — Другое дело, когда деревья всё-таки находятся на некотором расстоянии от полотна дороги, и тогда действительно корневая система может выполнять функцию армирования, удерживания земполотна. Но это должно быть довольно приличное расстояние от края асфальта. Конкретное расстояние зависит от того, какое дерево, какая у него корневая система и так далее. Тут ещё играет роль, например, высота дорожной насыпи земполотна. Иногда на откосах дорог даже специально высаживают насаждения, но, правда, кустарники — ту же иву, например, которые защищают от разъедания высоких насыпей».

По мнению Григоренко, в вопросе придорожных аллей «нужен грамотный подход». «Но если говорить именно про придорожные аллеи в Калининградской области, которые остались нам от немцев, то всё-таки это не фактор, который способствует долгой эксплуатации дорог. Это совершенно точно. Это, скорее, разрушающий фактор», — полагает директор «ДСП».

Аллеи за границей 

В качестве одного из аргументов по сохранению «прусских» аллей общественники приводят практики, применяемые в близлежащих государствах. «В хорошо знакомых калининградцам и близких, с точки зрения исторической судьбы, Варминско-Мазурском и Поморском воеводствах ведётся системная работа по сохранению и развитию придорожных аллей», — указывают авторы обращения к губернатору. Они обращают внимание, что в Польше дорожная полиция может подать заявку на вырубку отдельных деревьев, но «требовать их немедленного сноса, а тем более целых аллей, она не вправе».

В пример приводят и Германию, в частности — территорию бывшей ГДР. «Интересно, что инициаторами сохранения придорожных аллей в Восточной Германии стало общество автомобилистов — хоть где-то автомобилисты понимают, что деревья вдоль дороги служат безопасности, а не наоборот. Совместными усилиями многих общественных организаций придорожные аллеи были сохранены. По Германии даже проложен специальный туристический Немецкий аллейный маршрут — Deutsche Alleenstraße — протяжённостью около 2900 километров. Начинается он на балтийском острове Рюген и заканчивается в Констанце на Боденском озере, на границе со Швейцарией», — рассказывает Александра Королёва. Этот проект поддерживает Немецкая ассоциация аллей (Arbeitsgemeinschaft Deutsche Alleenstraße). В неё входят Немецкий автомобильный клуб, Немецкая туристическая ассоциация, Немецкое общество охраны лесов и ряд других организаций.

По словам Королёвой, средняя скорость на дорогах, обсаженных деревьями, в Германии составляет около 70 км/ч. Для сохранности насаждений на узких дорогах устанавливают отбойники. В тех местах, где не могут разъехаться автомобили или автобусы, создают «карманы», чтобы встречные машины могли уступить друг другу дорогу. На трассах устанавливают и специальные дорожные знаки.

Активисты считают, что аллеи способствуют в том числе безопасности дорожного движения. «Есть международное мнение, что обсаженная деревьями дорога психологически воздействует на водителя так, что он подсознательно снижает скорость. А дорога „в чистом поле“, наоборот, стимулирует на подсознательном уровне желание разогнаться и проехать побыстрее. Поэтому связь между наличием придорожных деревьев и безопасностью дорожного движения не такая прямая, как это нам представляет в том числе и ГИБДД», — указывает Мария Кохановская.

Придорожные аллеи в Германии (Мекленбург-Передняя Померания)

Текст: Елена Калугина. Фото: Денис Туголуков, Виталий Невар, Алла Сумарокова / Новый Калининград; Михаил Огородников, Михаил Хромов, Александра Королёва

* Instagram — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.