Будет блокада? Бизнес о перевозках в Калининградскую область в условиях новых санкций
08 апреля 2022, 17:59
В пятницу Евросоюз одобрил новый пакет санкций в отношении России, часть из них напрямую касается Калининграда. Новые санкции подразумевают в том числе запрет на автомобильный грузовой транзит для российских и белорусских перевозчиков через территорию ЕС. Исключение — лекарства, медицинские изделия, продовольствие и «гуманитарные» грузы. Полный текст пока не опубликован, есть пресс-релиз, который дает очень слабую, но надежду, что в отношении Калининградской области будут некие оговорки. «Новый Калининград» пообщался с представителями бизнеса о том, чем случившееся нам всем грозит.
Обновление. Вечером в пятницу, 8 апреля, уже после выхода данного материала, стало известно, что Евросоюз опубликовал официальные документы, из которых следует, что ограничения по транзиту через территорию ЕС для российских и белорусских транспортных компаний не распространяются на транзит в Калининградскую область.
Калининградский эксперт по логистике Константин Семенов:
Пока машины пропускают, насколько я знаю. Ждем официально напечатанного документа и пояснений к нему. Ждем разъяснений от АСМАПа (Ассоциации автомобильных перевозчиков — прим. «Нового Калининграда»), от Минпромторга, от МИДа, от всех наших ведомств и от той же Европы — что они имели в виду? Есть маленькая надежда, что это не коснется калининградского транзита — это ведь отдельный договор был.
Что будет, если транзит запрещен? У вас же матом нельзя ругаться на «Новом Калининграде», поэтому нет слов. Даже предположить не могу, что будет. Во-первых, тогда все пересядут на железнодорожный транспорт. Во-вторых, к нам ходят три парома. Правда там очередь — пока по 10-12 дней из Питера ждут выезда, а будут ждать месяцами.
Вот мы сейчас признаем Калининградскую область пострадавшей — заявим о геноциде калининградского населения. И тогда все, что будем везти из России, будем признавать гуманитарным грузом. Как на это Европа посмотрит — неизвестно. То есть, по большому-то счету, всё — мы отрезаны от жизни. Ведь если европейцы запретят, то следующим шагом россиян будет запрет на въезд иностранным машинам на территорию России.
Юрий, менеджер одной из транспортных компаний области (просил не называть свою фамилию и название фирмы):
На сегодня ходят только очень большие слухи, но четкой информации пока нет. Если все так, как пишут — будет, по-русски скажу, блокада. Ситуация очень-очень тяжелая.
Если чисто по нашей компании, в данный момент у нас сейчас идут фуры из России. Они находятся на белорусско-литовской границе, там вроде как тихо. Но ребята сказали, что будут стоять от 3 до 5 суток на вход в Литву. И одна машина сейчас идет со стороны Польши, водитель сказал, что будет стоять на границе минимум три дня. Но в остальном мы ничего не знаем, ничего.
Роман, руководитель одной из транспортных компаний (просил не называть фамилию и название фирмы):
Для нас, как для перевозчиков, паром создает большие неудобства. Он ходит по расписанию, а каждая машина, которая идет из Калининградской области в «большую» Россию, должна зайти на таможню. Когда она из таможни выйдет — неизвестно, а билет на паром нужно покупать заранее. Представьте: наступил час икс, когда паром отходит, а машина не затаможена. Билет пропал, все пропало.
Второе. У нас же фуры предназначены для международных перевозок, они очень низкие, на паромах все отламывается, когда их грузят. Мы раньше в Германии, в Киле, грузились на паром и в Усть-Луге выгружались (это было дешевле, чем ехать по суше, потому что пересекать Европу дорого) — сколько рейсов ни было, постоянно или трубку открутят с топливного бака, или «лапы» (опорные устройства на прицепе) сломают. Плюс не всегда на паромах есть места для водителей — машины загружают, а водителей приходится отправлять самолетом. Самолет летит час-два, а паром идет трое суток, и водитель сидит в гостинице. А сейчас перевозка удорожит поездку сто процентов — но насколько, я не могу пока сказать. Паром-то идёт из Усть-Луги (Питер), а туда нужно делать крюк из Москвы и Центрального федерального округа, откуда поступает большинство грузов в Калининград. Удорожание будет на цену парома плюс этот крюк.
Также вопрос — отменяет ли это постановление отдельное соглашение с ЕС о том, что транзит должен быть обеспечен.
Президент Калининградской торгово-промышленной палаты Феликс Лапин:
Не буду лукавить, санкции мы ждали, разговор о запрете автомобильного транзита через территорию стран ЕС шел уже не один день. Надеялись, конечно, что здравый смысл восторжествует, и это решение не будет принято. Но что произошло, то произошло. Как это повлияет конкретно на наш регион и на всю логистическую отрасль, пока сказать трудно. Документы еще не опубликованы, возможно, что там есть оговорка, касающаяся нашей территории.
Пока же у нас есть только вопросы, на которые нет ответов, полагаю, не только у российской стороны, но и у литовской. К примеру, разрешён транзит ряда товаров (фармацевтических, медицинских, продовольственных, сельскохозяйственных). Кто и как будет контролировать груз на границе, определять можно его провозить или нет? Пустят ли «домой» пустые фуры, которые сейчас находятся в России? Что делать тем водителям, которых принятое решение застало в пути, они уже въехали на территорию Литвы?
Основная черта предпринимателя в том, что он всегда ищет пути решения проблемы, а не сидит и плачет: «Что я буду делать?» Возить грузы морем уже многие попробовали. Есть шероховатости с оформлением и подготовкой груза, есть проблемы с удорожанием транзита, но всё это вещи решаемые. Надеемся, что в ближайшее время будет принято решение морские перевозки дотировать из бюджета, а также установить сквозной железнодорожный тариф. Правительство России обещало при необходимости вывести на линию Калининград (Балтийск) — Усть-Луга столько паромов, сколько потребуется. Три парома уже курсируют, ждём четвёртый. Скорее всего, вернутся на линию сухогрузы, танкеры, контейнеровозы. Бизнес готов пересматривать технологию логистики.
В то же время очень важно не потерять созданный автотранспортный парк, который может быть использован в стране на других направлениях. Но для этого необходимо принять решение и выпустить транспортные средства, ввезённые в режиме ОЭЗ, в свободное обращение без уплаты таможенных платежей.
Нужно упомянуть, что ранее аэропорт «Храброво» заявлял о том, что при необходимости может нарастить объем приема грузов в шесть раз — до 130 тонн в сутки. Правда, при условии использования самолетов «Boeing-747-400», с которыми также возникли сложности.
Какой именно дополнительный объем грузов придется перенаправлять на паромы, железную дорогу и самолеты — официальной информации нет. Но можно заняться грубыми подсчетами: согласно статистике грузоперевозок, которую публикует в своем телеграм-канале губернатор, ежедневно в Калининградскую область въезжает около 300 фур, это плюс-минус 6 тысяч тонн грузов. Если предположить, что продукты питания и лекарства из них занимают даже половину, то получается примерно 90-95 тысяч тонн в месяц: очевидно, что наращивание объемов авиаперевозок — капля в море, и вся надежда на доставку морем и железной дорогой. Как быстро удастся решить вопрос с необходимыми для этого субсидированием и выравниванием тарифов, о которых сказал Феликс Лапин (несколько дней назад о том же говорил в Калининграде бизнес-омбудсмен Борис Титов) — большой вопрос.
Нужно учитывать, что фуры чаще всего перевозят сборные грузы, это позволяет удерживать стоимость транспортировки в цене товаров на приемлемом уровне. Сформировать такой груз для перевозки железной дорогой практически нереально — а работающие на линии «Калининград — Усть-Луга» паромы, между тем, рассчитаны в основном на перевозку именно железнодорожных вагонов.
Текст — Оксана Ошевская, фото — Виталий Невар / Новый Калининград