Смена судей, неявка подсудимого: как проходит заседание по делу об избиении до комы советчанина
17 июня 2022, 09:10
В январе в Советске начался суд по делу о групповом избиении Данилы Ковалевского, заступившегося в кафе за знакомую девушку. После нападения юноша больше недели провел в коме. На скамье подсудимых оказались семеро молодых людей — их обвиняют в покушении на убийство группой лиц. Процесс постоянно затягивается из-за неявки то свидетелей, то даже одного из подсудимых. «Новый Калининград» решил вспомнить некоторые подробности этого дела и рассказать, на каком этапе сейчас судебное следствие.
Драка произошла в ночь на 5 июля 2020 года возле летнего кафе «Рай» в городском парке Советска. 19-летний Данила в небольшой компании праздновал день рождения знакомой. После полуночи, когда отмечающие уже стали собираться домой, Данила, Елена и Виктория (имена девушек изменены по их просьбе) стояли у входа в кафе и ждали такси. В это время рядом курили двое молодых людей из только что появившейся в кафе компании.
Как рассказала «Новому Калининграду» Елена, она визуально знала некоторых из пришедших — у них в городе была дурная репутация. «Я знала, что с ними лучше не связываться», — пояснила «Новому Калининграду» девушка.
Подъехало такси. Елена и Данила стали складывать пакеты с вещами в багажник, а Виктория села на переднее сиденье. В это время к машине подбежал один из куривших, открыл пассажирскую дверь и начал вытаскивать девушку со словами вроде «Эй, слышь, куда вы поехали? Давай, оставайся». Данила заступился за подругу, завязалась потасовка. Противник повалил Данилу на землю. Таксисту и девушкам удалось оттащить нападавшего от юноши, но вскоре тот вновь набросился на Данилу. Практически тут же к нападавшему присоединились его приятели. «Кто-то из них кричал: „Давите гада!“. Их невозможно было оттащить от Данилы. Закончилось все тем, что они ну просто прыгали у него на голове», — вспоминает Елена.
Кто-то из прибежавших на помощь Даниле посетителей кафе вызвал полицию, поэтому нападавшие быстро покинули место происшествия. Елена говорит: «Данила лежал на земле без сознания и хрипел». Скорая увезла его в больницу. В общей сложности юноша не приходил в сознание 9 дней. Когда он очнулся, то, по словам его матери Стеллы Ковалевской, долго не мог понять, где находится — он ничего не помнил.
Четверо участников избиения были задержаны в тот же день, еще двое — спустя десять дней. Самому младшему на тот момент было 18 лет, а старшему — 27. Двух других членов компании продолжали искать.
Изначально по факту избиения молодого человека полиция возбудила уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека, совершенное группой лиц). Подозреваемых отправили под домашний арест.
Вскоре по требованию прокуратуры квалификацию преступления поменяли на более тяжкую — «Покушение на убийство, совершенное группой лиц» (ч. 3 ст. 30, 2 п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ). Четверых фигурантов дела суд отправил в СИЗО.
В начале декабря 2021 года стало известно о завершении расследования — уголовное дело в отношении семерых советчан передали в суд. Еще одного участника потасовки, который скрылся от органов следствия, объявили в розыск.
В январе 2022 года в Советском городском суде начался судебный процесс, но первое же слушание не состоялось из-за неявки одного из подсудимых. К тому моменту уже все фигуранты дела находились под подпиской о невыезде. После заседание еще неоднократно откладывали из-за неявки в суд то свидетелей, то защитника. Трижды за весь период судебного следствия в заседании объявлялся перерыв, дважды менялись судьи.
«Даже зла на них нет»: монолог 19-летнего советчанина, побывавшего в коме после избиения
Сейчас процесс вновь затягивается. Дело в том, что потерпевшая сторона не согласна с заключением судмедэкспертизы, которая установила, что Даниле был нанесен вред здоровью средней тяжести. «Мы показали заключение экспертной комиссии независимым специалистам. Те утверждают, что сделанные в Калининграде исследования выполнены неполно, некачественно и не соответствуют порядку производства экспертизы. Там есть существенные противоречия», — рассказала Стелла Ковалевская.
По словам адвоката Ольги Бормисовой, представляющей интересы потерпевшего, на прошлом слушании они заявили ходатайство о приобщении медицинских документов, которые не были исследованы в ходе производства экспертизы. «Речь идет, например, о талоне вызова скорой и исследование данных, где четко прописано, что Данила был госпитализирован без сознания. Также мы заявили ходатайство о привлечении к суду специалиста в области судебно-медицинской экспертизы — он должен помочь сформулировать вопросы экспертам, проводившим экспертизы, ведь мы не обладаем специальными знаниями», — пояснила Бормисова.
Медицинское заключение, сделанное независимыми специалистами, свидетельствует о том, что Даниле был причинен именно тяжкий вред здоровью, настаивает Ковалевская. По мнению специалистов, потерпевшему были причинены травмы, опасные для жизни, а именно — ушиб головного мозга с кровоизлиянием. «Ушиб был тяжелой степени и на всех этапах оказания медпомощи такой диагноз стоял в документах. Но эксперты в составе комиссии почему-то необоснованно поставили „среднюю степень“. Причем специалист уверяет, что даже, если бы ушиб был действительно средней степени, то в нашем случае все равно вред здоровью должен квалифицироваться, как тяжкий. Потому что Данила больше недели находился в глубоком сопоре, то есть в бессознательном состоянии», — уверяет Ковалевская.
Медики говорят, что последствия травмы головы остались у молодого человека по сей день — ему все еще требуется лечение. «В основном наблюдаются вегетативные расстройства. Ему сейчас рекомендовано пройти обследование у невролога и психиатра. Сильно снизился слух — особенно на одно ухо. Стало ухудшаться зрение», — перечисляет мать потерпевшего.
И если проблемы со зрением у Данилы могли возникнуть вследствие хронического заболевания, то снижение слуха, согласно независимой оценке специалистов-медиков, носит именно посттравматический характер. «Этот факт экспертная комиссия почему-то не приняла во внимание. А еще у сына остались рубцы на теле — такое бывает только после ран. Но комиссия травмы конечностей интерпретировала как ссадины. То есть раны — это легкий вред здоровью, а в экспертизе вообще считается, что эти удары вреда не нанесли», — говорит Ковалевская.
Прокурор в ответ на ходатайство сообщил, что ему необходимо время для формирования позиции. Об этом же заявили и адвокаты подсудимых. Судья отложила заседание на неделю. «Мы возмущены подобным поведением гособвинителя, ведь полагали, что прокуратура должна быть на нашей стороне», — негодует мать потерпевшего.
Так как явка независимого специалиста на заседание обеспечена, то, полагает адвокат, у суда нет оснований отказать в удовлетворении ходатайства. В дальнейшем потерпевшая сторона намерена настаивать на повторной экспертизе. Причем желательно, чтобы ее проводили в бюро другого региона.
В заседании уже были заслушаны показания посетителей кафе, видевших драку, а также полицейских и медиков, выезжавших на место ЧП. «Основных свидетелей — таксиста и подруг Данилы — суд еще не допрашивал. Мой доверитель тоже еще не давал показаний», — уточнила Бормисова.
Подсудимые свою вину не признают. Четверо советчан заявили суду, что вообще не участвовали в драке, а трое не отрицают, что наносили удары, но уверяют, что у них не было намерений убить Данилу. Потерпевшая сторона опасается, что, учитывая неоднозначные выводы судмедэкспертизы, судья может переквалифицировать преступление, и в итоге подсудимые вообще избегут какого-либо наказания. Интересно, что рассматривавшееся параллельно другое уголовное дело в отношении одного из них — о грабеже — было прекращено в мае этого года «в связи с примирением с потерпевшим».
Текст: Екатерина Медведева / Новый Калининград