Медь из Чили и советский кирпич: почему кирхе Королевы Луизы снова потребовался капремонт
21 ноября 2022, 14:45
В Калининграде собираются отремонтировать и перекрасить кирху Королевы Луизы, в стенах которой сегодня находится театр кукол. Правда, с цветом есть проблемы. Дело в том, что за время существования этого здания его перекрашивали несколько раз. Причём делали это и до Второй мировой войны, и после нее. Поиграться с палитрой на этот раз решили архитектор Артур Сарниц и его соратник, гендиректор компании «Строймонтажсервис» Валерий Щербатых. С их предложениями ознакомились участники заседания научно-методического совета при Службе госохраны ОКН Калининградской области и корреспондент «Нового Калининграда».
Восстановили из того, что было
Сегодня памятник архитектуры выглядит весьма потрепанным, поэтому руководство кукольного театра решило привести в порядок не только фасад, но и кровлю. До начала работ предстояло разработать концепцию их обновления, этим и занялись Валерий Щербатых и Артур Сарниц (с компанией «Строймонтажсервис» кукольный театр заключил договор на проектирование стоимостью 2 млн рублей). Задача поначалу казалась простой, но после того, как эксперты взялись за комплексные научные исследования, выяснилось, что цветовых решений может быть несколько. Ещё до их демонстрации Щербатых познакомил коллег с историей кирхи, чуть было не разобранной на кирпич. Он заметил, что конкурса на реставрацию фасада еще не было, и добавил, что подрядчику, который его выиграет, нужно будет учесть массу сложностей: штукатурка местами отслаивается (переделать придётся не менее 30% фасада), кровля имеет три вида покрытий (их нужно будет приводить к единообразию), местами отсутствует обрешетка, отмостки находятся в «тревожном состоянии».
«Если мы полностью меняем кровлю, а мы предлагаем менять полностью все покрытие, то мы приводим в состояние технологических решений само основание, делаем гидроизоляционный пирог, необходимую обрешетку и кладем новый материал, соблюдая все технологические циклы», — сообщил Щербатых.
Он напомнил, что восстановление кирхи проходило в 1976 году, и строителям, не имевшим доступа к уникальным стройматериалам, приходилось использовать то, что было под рукой: цемент, известь, песок. С выбором красок также были проблемы.
Графичный профиль и ночная беседа с Хайтманном
По словам Щербатых, новые цветовые решения для фасадов подбирал архитектор Артур Сарниц (сам он признался, что подготовил 8 паспортов фасадов).
Перед запуском презентации Сарниц выразил благодарность советскому архитектору Юрию Ваганову, восстановившему объект в 1970-х, однако по ходу повествования было заметно, что арендатору двух калининградских фортов пришлась не очень по душе перепланировка кирхи в кукольный театр. Он даже обронил фразу «в каждом доме должен жить домовой, а в каждом храме — Бог», но потом, взглянув на директора кукольного театра Александра Перебейноса, быстро поправился: «Люди просто живут в запасниках этих. Там такое ощущение какой-то другой вселенной». В какой-то момент Сарниц и вовсе вкрутил фразу, примиряющую кукольный театр с высшими материями: «Есть какой-то главный кукловод наших судеб, и мы являемся сами в каком-то состоянии подвешенном».
Архитектор признался, что до изучения истории объекта его устраивал цвет фасада, однако потом он решил, что кирха «сливается с небом».
«Я думаю, что вы сейчас насладитесь ощущением того, что вы узнаете это здание, — начал листать слайды Сарниц под битловскую „Yesterday“. — Наверное, как и я, дрожите перед тем шансом, который дается раз в 40 с лишним лет, подумать, как сделать лучше».
Говоря о первоначальном цветовом решении, принятом еще архитектором Фридрихом Хайтманном, Сарниц заметил, что здание планировали отделать песчаником.
«Ограничились имитацией. И тут уже начинается дискуссионный вопрос. Вот какой она была в свои первые годы, — показал он слайд с кирхой, перекрашенной в бежевые тона. — Это первые десятилетия прошлого века. На фоне неба она более графична. Обратите внимание на светлые грани и темные плоскости».
Когда на экране замелькали исторические фотографии, изменилась и музыка, под которую шла презентация, — заиграла главная тема из «17 мгновений весны».
«Смотрите, был момент, когда крыша была темной и само здание тоже. Обратите внимание, на фасаде был Христос. В кулуарных беседах мы говорили: утром шли, он там был, а вечером пришли — его там не было. Счистили лопатой безжалостно», — припомнил Сарниц, намекнув на возможное восстановление барельефа.
Демонстрируя бесконечные слайды, архитектор признался, что остановиться на одном или даже на трёх вариантах ему было непросто, так как дискутировать ему приходилось даже с самим Хайтманном. Правда, во сне.
«Он мне говорит: „Нет, у меня был тёмный фон изначально, а это твои придумки“», — заявил собравшимся Сарниц.
Заканчивая демонстрацию, архитектор заметил, что вовсе не делает «заявку в вечность», а всего лишь предлагает изменить облик здания на ближайшие 30 лет:
«Придут новые люди. Моложе, смелее, лучше нас. У кого сердца бьются в ритме той современности. Наверное, они предложат что-то совершенно оригинальное».
Голосование и странности капремонта
Когда эксперты поинтересовались, делались ли во время обследования соскобы, чтобы узнать довоенный цвет фасада, к разговору подключился директор кукольного театра.
«В 2010-2012 годах делали капитальный ремонт и отбивали всё. Приезжали питерские специалисты очень хорошие. Они тоже думали, что это песчаник. Но там половина уже советского кирпича. А фасад до этого полностью сбивали, после чего отделывали штукатуркой, „короедом“ и всем подряд», — пояснил Перебейнос.
Он же напомнил, что изначально кровля была отделана не медью, а сланцем.
«А медь привезли из Чили на пароходах в 1976 году, когда здание возрождали», — добавил он.
Когда кто-то из экспертов предложил вернуть на кровлю сланец, другие возразили, что для этого пришлось бы провести дополнительное усиление стен и стропильной системы. Валерий Щербатых также согласился, что «говорить о сланце вряд ли придётся», так как есть ещё финансовые и временные ограничения.
Замдиректора Научно-производственного центра по охране, учету и реставрации памятников истории и культуры Калининградской области Иван Хихля предположил, что выбирать можно любой из представленных вариантов, так как ознакомиться с оригиналом сейчас возможности нет, а есть лишь фотографии и открытки. Однако он посоветовал из восьми вариантов фасадов оставить два или три, чтобы максимально упростить процедуру голосования.
«Мы либо ищем исходник, приближая к оригиналу, либо оставляем как есть», — пояснил он.
Щербатых предложил передать всё эскизы экспертам, чтобы они самостоятельно выбрали окончательный вариант.
«Мне заказчик утвердил своё видение, — кивнул Щербатых в сторону Перебейноса. — Я могу остаться при нём, если вы решения не примете».
Перебейнос отметил, что нужно в первую очередь относиться к зданию как к театру кукол, а потому отдать предпочтение тому цвету, к которому привыкли горожане.
Спор попытался остановить руководитель Службы охраны ОКН Евгений Маслов. Он назвал дискуссию из-за фасадов «палитрой сомнений» и предложил выйти из положения голосованием.
Руководитель Фонда капремонта Олег Туркин согласился с Масловым и предложил отобрать для голосования три варианта (два исторических и один текущий). Правда, их обсуждение он посоветовал сделать публичным, чтобы не оставлять в стороне жителей города.
Против народного голосования выступил советник губернатора Вячеслав Генне. По его мнению, фасад кирхи «не такой уж важный градостроительный элемент, чтобы по нему социологию делать», кроме того, по словам советника, калининградцы склонны к украшательству, и потому попросят «декора и лепнины побольше».
Генне также удивился словам Перебейноса, что после капремонта, сделанного в 2012 году, отвалилось 30% фасада.
«Она [штукатурка] должна была 100 лет простоять, а простояла всего 10. Может, там какие-то замокания есть? Надо этот момент исключить, чтобы через 10 лет мы опять не пришли к вопросу: «Ещё 20% отвалилось, чуть ниже того места, где мы ремонтировали».
В итоге с публичным обсуждением трех вариантов Евгений Маслов согласился, однако он предложил урезанный формат — устроить опрос в официальном аккаунте Службы охраны объектов культурного наследия. И добавил, что окончательное решение все равно будет приниматься на совещании заказчика, подрядчика и службы охраны ОКН.
Текст — Иван Марков, фото: Виталий Невар, Иван Марков, слайды предоставлены ООО «Строймонтажсервис»