«Афганский заход»: региональные власти о туристических итогах 2022 года
27 декабря 2022, 21:51
Уходящий год стал «эмоциональными качелями» для туристической отрасли, поскольку в течение сезона было «то густо, то пусто», заявил министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак на совете по туризму 26 декабря.
Губернатор Антон Алиханов связал падение турпотока в первую очередь с негативным информационным фоном вокруг Калининградской области. «Недружественные действия со стороны соседних государств, а точнее, может быть, даже больше информационный фон, который создавался в средствах массовой информации, привели к временному снижению турпотока в апреле и июне текущего года относительно уровня прошлого, — заявил глава региона. — Мы прикладывали максимум усилий, чтобы донести до туристов простую мысль, что несмотря на закрытия неба сопредельных государств и ограничение перевозки ряда товаров, Калининградская область открыта и готова принимать гостей».
По подсчётам властей, в этом году регион посетили 1 млн 835 тысяч человек, однако ещё в декабре 2021 года власти надеялись поставить новый туристический рекорд в 2 млн человек «при самом пессимистичном сценарии». «Туристический поток немного снизился, порядка 5%. Понятно, с какими событиями это связано, — отметил Андрей Ермак. — И Антон Андреевич [Алиханов] правильно заметил, что это даже не события повлияли, а информационный фон. В течение марта я был практически во всех офисах информационных агентств и каналов. Рассказывал, что всё в порядке, выучил, что такое афганский заход, как у нас самолёты теперь красиво заходят над Куршской косой и так далее. А потом выходит новость о блокаде [Калининграда] в ток-шоу [Владимира] Соловьёва, и зря я месяц ездил, называется».
Среднегодовая загрузка отелей снизилась с 71% до 66%. Министр по культуре и туризму объясняет это, во-первых, тем, что многие туристы предпочитают снимать квартиры, а, во-вторых, искусственным занижением гостиницами загрузки в высокий сезон. «Некоторые отели, на которые приходилась очень большая нагрузка, немножко занижали наполняемость, чтобы не создавать нагрузку на персонал, — сказал Андрей Ермак. — Условно, по регламенту уборка номера — 30 минут. Уборка 20 номеров или 10 номеров — это разница с точки зрения трудозатрат человека. И чтобы не потерять в высокий сезон персонал, который от усталости может бросить всё и уйти, некоторые отельеры держали загрузку на уровне 70 процентов, но компенсировали недозагруженность ценой. Эта стратегия оказалась для них во многом удачной, потому что они заработали больше, а устали меньше».
При этом денег в регионе туристы оставили в полтора раза больше, чем в прошлом году: 16,3 млрд против 10,1 млрд рублей. Ранее Андрей Ермак уже уверял, что это связано не только с общим ростом цен, но и с появлением новых предложений, куда потратить деньги в регионе. Поменялась и средний доход калининградских туристов — с 87 тысяч рублей в прошлом году до 108 тысяч в текущем. Путешествовали по Калининградской области, по данным властей, в среднем по пять дней (в 2021 году — четыре дня). Средний возраст туристов увеличился до 42 лет (в прошлом году — 40 лет). Соотношение мужчин и женщин среди туристов осталось прежним — 40 и 60%.
Описывая туристов, Андрей Ермак прибегнул к классификации консалтингового бюро «Стрелка». По его словам, целевая аудитория Калининградской области — это «неторопливые искушенные экспериментаторы». «Мы между „искушенными экспериментаторами“ и „ценителями комфорта“. Мне рассказывали, что действительно есть такое поведение, когда приезжает турист с хорошим бюджетом, но ищет новые формы отдыха. Он не привык просто лежать на пляже, он ищет какие-то другие развлечения. У нас понятно почему это происходит — на пляже долго лежать невозможно, но мне понравилась история с „неторопливыми семьями“, и я понял, что наша целевая аудитория — это „неторопливые искушенные экспериментаторы“», — считает глава минкульттуризма.
По оценке властей, регулярно путешествуют по Калининградской области около 190 тысяч местных жителей.