Экономика всегда побеждает: эксперты о мерах по снижению цен на продукты

12 июля 2024, 13:22

Экономика всегда побеждает: эксперты о мерах по снижению цен на продукты
Фото: Виталий Невар / «Новый Калининград»

Врио губернатора Калининградской области Алексей Беспрозванных на этой неделе предупредил местных производителей продуктов, что им необходимо делать небольшую наценку на свои товары. «Новый Калининград» спросил у экспертов, поможет ли эта мера снизить цены.

«Одна из острых тем — цены на продукты местного производства. В соцсетях и на выездах вы регулярно спрашиваете о причинах их роста, — написал Беспрозванных в своём телеграм-канале. — Основные причины: цена логистики, рост тарифов на электроэнергию и газ, амортизация, рост затрат на сырьё, материалы и комплектующие. Плюс наценка в самих магазинах. А этот момент уже будем мониторить. В магазинах предприятий они значительно ниже, чем в сетевых».

Беспрозванных.jpeg

Врио губернатора Алексей Беспрозванных (справа)

В числе мер по снижению цен в супермаркетах и других торговых точках региона Беспрозванных назвал возмещение части затрат на корма и процентной ставки по инвестиционным кредитам, субсидии сельхозпроизводителям и выделение местных продуктов на прилавках.

С ростом цен на продукты в разное время (обычно перед выборами) пытались бороться разные губернаторы. Николай Цуканов в 2015 года поручал муниципалитетам открыть продуктовые магазины, в которых продукты продавались бы по себестоимости. Антон Алиханов в августе 2022 года рассказывал, что крупные предприятия региона предприняли «антикризисные меры» в виде ограничения наценок, «чтобы сдерживать цены на социально значимые товары и поддержать незащищенные слои населения».

Однако ежемесячные мониторинги цен на продукты, которые делает «Новый Калининград», показывают, что цены продолжают рост, причём по многим позициям в Калининграде он выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге.

Небольшая разница: сравниваем цены на продукты в Калининграде и Москве

Где жить дешевле: сравниваем цены на продукты в Калининграде и Санкт-Петербурге

0NVV8188.jpg

Заместитель гендиректора по правовым вопросам торговой сети «Спар-Калининград» Алексей Елаев напоминает, что порядок ценообразования в торговых сетях установлен статьёй 8 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и основан на конкурентном принципе.

«Естественно, необходимо учитывать также уровень постоянных и переменных издержек торговли, связанных с продажей товаров, которые увеличиваются год от года, — говорит он. — Продовольственный рынок Калининградской области настолько конкурентный, что многие социально значимые продовольственные товары реализуются значительно ниже закупочной цены с необходимыми издержками торговли. Естественно, хотелось бы, чтобы не росли издержки и закупочные цены, но мы понимаем, что у наших поставщиков, особенно калининградских, те же трудности, что и у нас».

Алексей Елаев считает, что необходимо прорабатывать все варианты для увеличения доступности социальных товаров для граждан: социальные продовольственные карты, программы субсидирования и льготного кредитования бизнеса, ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий.

«Розничная цена на любой товар зависит от сотен факторов, каждый из которых должен быть учтён и проанализирован профильным ведомством, — говорит эксперт. — Мы знаем, что в настоящее время в региональном правительстве осуществляется аналитическая работа, в том числе на основе анализа деятельности поставщиков и производителей, результаты которой обещали нам презентовать на этой или следующей неделе. После этой презентации мы будем более полно представлять себе издержки наших поставщиков и пути исправления закупочных цен».

Алексей Елаев также напоминает, что сеть «Спар-Калининград» реализовала проект особых ценников на калининградские продукты ещё в 2014 году. «Мы полагаем, что поддержка этого проекта на региональном уровне (подобно, скажем, проектам системы Роскачества) позволит обратить ещё большее внимание покупателей на товары калининградских производителей», — считает представитель ритейлера.

_NVV8450.jpg

Владелец сети «Кант-маркет» Артём Вертепов обращает внимание на то, что в регионе продолжают расти тарифы и цены на бензин.

«Очень хорошо, что врио губернатора обратил внимание на цены в магазинах Калининградской области на продукты питания. — отмечает Вертепов. — Да, это злободневный вопрос, так как зарплата населения не успевает за ростом инфляции. Более 60% процентов дохода семей уходит на оплату продуктов питания, ЖКХ, лекарств. С 1 июля повысились тарифы на ЖКХ в Калининградской области, взнос на капремонт. Наша партия КПРФ Калининградской области выступала даже с петицией о заморозке тарифов, как это было сделано в Санкт-Петербурге, но, к сожалению, решение было принято иное».

По словам Артёма Вертепова, его сеть старается сдерживать цены, но «не получает никакой поддержки или каких-либо субсидий, чтобы избежать повышения цен на тот же самый бензин, от которого зависит стоимость логистики, арендная плата площадей и не только».

«И да, мы работаем с местными производителями и всегда рады сотрудничеству с ними, но цена у них отнюдь не всегда низкая. Взять овощи или фрукты — иногда получается, что привозные стоят дешевле, чем местные. Это можно было проследить недавно на примере клубники или тех же помидоров, — говорит предприниматель. — Я считаю, что нам необходимо выходить на предметный диалог с правительством Калининградской области, возможно, искать какой-то компромисс в виде послабления налогов, субсидирования логистики или льгот на ЖКХ. Потому что вы сами понимаете, что в ценообразовании далеко не все факторы зависят от магазинов».

_NVR8011.jpg

Президент Союза «Калининградская торгово-промышленная палата» Феликс Лапин говорит, что для ответа на вопрос, как на розничную цену повлияет наценка, необходимо получить больше информации.

«Например, возьмём цены на сезонные овощи и фрукта. На сколько в магазинах цены выше, чем на рынке? Иногда — да, пожалуй, почти всегда — цены в торговых сетях ниже, чем на рынке или на развалах. Почему? Потому что крупные организации закупают товар оптом, получая существенные скидки от производителей. В то же время у торговых сетей существенно выше издержки обращения: нужно обеспечить хранение товара, содержание торгового зала и касс, заработную плату, оплатить банковское обслуживание, НДС и т.д., и т.п. Именно это заставляет устанавливать наценку, за счёт которой покрываются расходы и обеспечивается прибыль, иначе пропадает инвестиционная привлекательность отрасли», — обращает внимание Феликс Лапин.

При этом, по его мнению, сократить наценку можно, но тогда выпадающие доходы придётся покрывать из других источников: «При сокращении наценки, во-первых, часть затрат переносится на поставщика. Во-вторых, применяется перекрестное субсидирование. Так называемые социальные группы товаров продаются либо по цене, равной закупу, либо с минимальной наценкой (как правило, 5%), а на другие позиции устанавливается наценка выше».

«Чтобы цены снизились, необходимо изобилие товаров. В том числе необходимо предоставлять производителям возможность организовывать фирменную торговлю, необходимо увеличивать количество торговых мест для реализации продукции личных подсобных хозяйств, — полагает президент Союза КТПП. — Что касается промтоваров, то там все просто: расширение платежеспособного покупательского спроса происходит за счёт акций: распродаж, сезонных уценок. Но если рассматривать ситуацию в целом — только насыщение рынка товарами способно снизить цены».

_NVV8459.jpg

Кандидат экономических наук Владимир Кузин обращает внимание, что административные меры всегда проигрывают экономическим: «Экономика всегда побеждает, потому что ни одной ошибки она никому не прощает».

По его словам, цены заморозить можно, и даже «какое-то время это продлится, но очень короткое». «У инфляции два способа проявления: повышение цен и исчезновение товара. Напомню историю с дешевыми лекарствами. Когда Минздрав боролся за то, чтобы наценка была меньше, дешевые лекарства пропали. Собрали производителей и спрашивают: „Ну как же так?“ Они говорят: „Работать бесплатно или в убыток себе мы не можем, потому что любое предприятие или организация создаются в целях извлечения прибыли в интересах учредителя“. Кто не верит — читайте Гражданский кодекс РФ. Поэтому благими намерениями вымощена дорога в ад», — отмечает Владимир Кузин.

По его словам, снизить цены можно, используя два подхода. Первый — снижение издержек, наличие дешевого сырья, материалов, механизация и автоматизация производства. «Второй — экономия на масштабе. Почему калининградские предприятия, которые развивались, рано или поздно выходили на всероссийский рынок? Потому что миллион человек, проживающих в Калининградской области — это слишком мало для масштабного предприятия. Это всего миллион потребителей. Если ты производишь больше, то надо искать новые рынки», — отмечает Владимир Кузин.

По мнению эксперта, в краткосрочном промежутке административное регулирование позволяет избежать резких всплесков цен. Но потом это их не остановит. Если же говорить о возможном повышении зарплат, то это приведёт к росту издержек работодателей, что также приводит к росту цен.

На вариант введения специального повышающего коэффициента для Калининградской области за счёт федерального бюджета Владимир Кузин смотрит скептически: «Я человек взрослый, чтобы в сказки верить. Бесконечно субсидировать нельзя, ведь бюджет — это тоже карман потребителя. На самом деле повышение заработной платы — это вклад в инфляцию. Это инфляция издержек, как там ни крути».

Эксперт напомнил, что в прежние [досанкционные] времена в Калининградскую область ввозилась продукция из ближайшего зарубежья, которая была дешевле местной. «Это не потому, что мы такие непатриотичные. Просто транспортные издержки были из Литвы и Польши гораздо меньше, чем между Смоленской областью и нами». Сегодня, по его словам, помимо Литвы между основной территории России и Калининградской область есть Белоруссия, «которая берет за проезд по их железной дороге в швейцарских франках».

«Я понимаю, что врио губернатора надо что-то отвечать людям, поэтому он сделал то, что умеет — то есть дал команду, — отмечает Владимир Кузин. — На краткосрочный период, да, может, это и сработает, а дальше экономика покажет. Вдруг все веганами станут, и тогда мясо станет очень дешевым»

Текст: Оксана Майтакова, фото: Виталий Невар / «Новый Калининград»

Поделитесь новостью:

Подпишитесь на нас:

Telegram, ВКонтакте