«Самое сложное — держать себя в руках»: интервью с барменом премиального клуба
16 января 2026, 14:00
За барной стойкой премиального клуба кипит своя жизнь: вспышки софитов, гул басов, мерцание бокалов. 19-летний бармен Валерий за считанные секунды смешивает не только коктейли, но и разговоры — с бизнесменами, туристами и теми, кто пришел отдохнуть в ночной клуб. В обычной жизни он — студент направления «Журналистика» БФУ им. И. Канта. Мы поговорили с Валерием о том, чему учит ночная работа будущего репортера и почему самая сложная её часть — не усталость, а сдержанность.
От редакции: интервью опубликовано в рамках творческой студии «Нового Калининграда» для студентов направления «Журналистика» Высшей школы коммуникаций и креативных индустрий БФУ им. И. Канта. Другие интервью из этой серии читайте по ссылке.
Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью, 18+
— Валерий, откуда ты приехал и как давно живешь в Калининграде?
— Я переехал в Калининград из Приморского края в сентябре 2024-го из-за учебы. Учусь в БФУ на журналиста. Параллельно работаю барменом. В общепите я с 16 лет, уже три года. И с того же возраста полностью обеспечиваю себя финансово, не завишу от родителей.
— Какой самый ценный урок ты вынес из этой ранней самостоятельности?
— Что деньги достаются тяжелым трудом. Но второе, не менее важное: деньги — такая штука, которая приходит и уходит, их можно заработать. Это труд, но возможностей очень много. И для 16-летнего подростка, и для студента есть множество вариантов. Учась в 11-м классе, я работал сразу на двух работах. На первом курсе — тоже. Да, это сложно, но... Я сам их зарабатываю. Это не то, что когда родители давали — я мог их просто «швырять». А когда знаешь цену, начинаешь тратить разумно.
— В чём, по-твоему, главная разница между барменом в обычном баре и барменом в премиальном ночном клубе? Это только про дорогие напитки или что-то большее?
— Вообще это про ощущения. Вспоминаю мой первый клуб — обычный городской. Там не было строгих правил, условных штрафов, и контингент был... не самого адекватного уровня. Потом я работал в местах получше, где и публика, и сервис уже другого уровня. Когда гость настроен позитивно, не смотрит на тебя свысока, и у тебя появляется желание давать ему хороший сервис. Сейчас я работаю в клубе премиум-сегмента. Там гости относятся ко всем работникам очень уважительно, не делают разницы между собой и персоналом, общаются на «вы». Ощущение от работы становится в разы приятнее. Когда с человека, условно, «слетает корона», исчезает дистанция. Он уже не «ужасный» или «величественный», а просто посетитель, почти друг. И тебе приятнее работать, и ему — общаться. Так что скорее это про ощущения и отзывчивость. А дорогие напитки... это зависит от сегмента.
— Какие самые запоминающиеся истории происходили с тобой на работе?
— Самая запоминающаяся — с первой работы. Я работал второй день на позиции барбека, то есть помощника бармена. Я тогда не очень коммуницировал с гостями, терялся — мне было 16, я школьник. Барбек не имеет права обслуживать, он только убирает посуду, режет фрукты. Подошел выпивший гость, а я сказал, что не могу его обслужить. Из-за громкой музыки ответил слишком резко, он воспринял это негативно... и кинул в меня пустой бутылкой от водки. Попал в лопатку. Я тогда просто офигел. Охрана с ним поговорила, и в качестве извинений он оставил мне хорошие чаевые — рублей 800, кажется. Для 16-летнего парня в 2022 году это были очень хорошие деньги за один день.
— Что самое сложное в твоей работе? И что, несмотря на сложности, держит тебя и приносит удовлетворение?
— Самое сложное — держать себя в руках. Я человек эмоциональный. Вижу дистанцию, но гости бывают выпившими, агрессивными. Когда на тебя нападают, возникает дикое желание ответить. После конфликтов чувствуешь эмоциональное выгорание, дискомфорт. В общепите есть правило: «Гость всегда прав». Администрация, конечно, за меня в ответе, физического насилия не допускают, но чаще всего мы должны искать выход, ставя гостя в более удобное положение. Этот факт — что нельзя ответить так, как хочется, — иногда раздражает.
А держит меня... вся атмосфера ночных клубов. После спокойной учебы ты попадаешь в суету, где много людей, с кем пообщаться, крутая музыка. Это как попасть в другой мир. Я иду на работу почти как на праздник. Да, я работаю, но возникает ощущение отдыха. Видишь гостей, которые хорошо к тебе относятся, понимаешь, что находишься в крутом месте. Плюс коллектив. Вся эта зажигательная атмосфера ночной жизни меня и держит, приносит удовольствие.
— Ты учишься на журналистике. Как ты совмещаешь ритм ночной клубной жизни с учебой?
— Я работаю только по пятницам и субботам. Совмещать несложно: работа два дня в неделю не выматывает, тем более что она мне в удовольствие. Кроме того, главное умение журналиста — коммуникация. Бармен тоже должен уметь общаться, правильно подбирать тон. Для меня это практика. С точки зрения учебы это очень удобно. В формате лаунж-бара гость может сесть за стойку, рассказать какую-то историю, а ты подстраиваешься под его тему, даже если в ней не разбираешься. Это одна из главных фишек, которая притягивает меня — как студента-журналиста.
— Как еще твой опыт работы, помимо общения с людьми, влияет на тебя, как на будущего журналиста?
— Помимо общения — это новые полезные знакомства. В конце первого курса у нас было задание написать публикацию-интервью на любую тему. Я выбрал тему «Ночная жизнь общепита изнутри» — про самые запоминающиеся истории работников. Так как я общаюсь с ребятами из разных клубов и баров города, они с радостью поделились историями. Получилась хорошая работа, которая понравилась преподавателю. Позже было задание снять видеоинтервью. Я решил рассказать о фишках ночных клубов, о которых гости не знают. Мой креативный директор с радостью согласился поучаствовать. Вышло, на мой взгляд, неплохо. Меня радует, что, как работник, я могу рассказывать такие истории, что-то писать. Это очень интересно. Знакомства — это не только работники общепита. Это люди из разных сфер: у меня есть знакомый доктор, пожарный... Для журналиста связи очень важны. И это удобно: если возникнет проблема, есть люди, которые могут помочь в сложной ситуации.
— В 19 лет большинство твоих сверстников ходят в клубы «тусить», а ты там работаешь. Что ты понимаешь о веселье и отдыхе, чего не видят они?
— Во-первых, чтобы хорошо отдохнуть, не обязательно напиваться вусмерть. Я работаю в премиальном сегменте, где пускают с 21 года (девушек с 18). Моих ровесников там почти нет. Бывают исключения, но таких часто выводят под конец, потому что они слишком сильно напиваются. Я понял, что для веселья не обязательно «убиваться» алкоголем. Можно выпить пару коктейлей, потанцевать и уехать в нормальном состоянии. Но многие мои сверстники этой грани не видят. Кроме того, многие не разбираются в алкоголе. Их единственная цель — напиться, и их первый вопрос: «Что выпить, чтобы быстрее взяло?» Это странно. Алкоголь — это не только про опьянение, но и про вкус. Можно взять коктейль, который будет приятно пить, а не «умирать» после двух шотов крепкого напитка. Вот это различие я вижу очень четко.
— Кем ты видишь себя через 5 лет? Останутся ли клубы и ночная жизнь для тебя рабочим местом, темой для журналистских расследований или просто фоном для воспоминаний?
— Я не воспринимаю свою работу как просто работу. Для меня это скорее хобби. Мне нравится общаться, очень нравится сама атмосфера. Думаю, эта сфера всегда останется в моей жизни. После учебы, когда я, скорее всего, буду работать журналистом, я вряд ли перестану выходить в клубы. Пока не представляю свою жизнь без этого. Если сейчас убрать эту работу, половина... нет, 100% всего, что есть в моей душе, пропадет. Жизнь станет скучной. Клуб дает энергию, которой хватает на неделю вперед — чтобы учиться, жить, общаться. Возможно, это будут темы для расследований, но вряд ли только воспоминания. Я не знаю, до скольких лет буду работать барменом. Может, до бесконечности. Даже окончив вуз и работая журналистом, уходить из ночной жизни не планирую. Наоборот, хочу в ней расти, попасть в топовые клубы.
Моя мечта — поработать в европейском клубе, где проходят самые крутые рейвы. Если я там встану за стойку — это будет пик. Если говорить о России, то хочу попасть в один из клубов на стыке молодежной и взрослой тусовки. Мне кажется, я бы туда хорошо вписался.
Беседовала Анастасия Савина, фото из личного архива Валерия Безрученко