Из сквота в замки: что планируют сделать с Янтарной мануфактурой на грант ЕС

Из сквота в замки: что планируют сделать с Янтарной мануфактурой на грант ЕС

В начале декабря прошлого года на заседании совета по культуре глава региона Антон Алиханов поручил проработать идею создания в центре Калининграда современного музейного кластера. По его замыслу, в него должно войти и здание бывшей Янтарной мануфактуры. «Новый Калининград.Ru» вместе с представителями Музея янтаря побывал в помещениях мануфактуры и узнал, сколько времени и средств потребуется на реанимацию памятника архитектуры конца XIX века.

Штаб-квартира янтарной империи

Если искать аналогии зданию Кенигсбергской янтарной мануфактуры, то его без преувеличения можно сравнить со штаб-квартирами ведущих отечественных сырьевых корпораций конца ХХ — начала ХХI века. Ведь в помещениях, расположенных на Портовой, 3, находились не только цеха обработки янтаря, художественные мастерские, склады, но и кабинеты топ-менеджмента легендарной фирмы «Штантин и Беккер». Она же стала заказчиком строительства этого здания в 1884 году.

В конце ХIX — первой трети ХХ века эта корпорация была мировым лидером по добыче и обработке янтаря. «Место для строительства здания было выбрано не случайно. Для руководства компании были важны находившийся рядом порт, а потом и железная дорога. При этом сама добыча и первичная сортировка осуществлялась в Пальмникене (Янтарном), а все остальные операции, от создания изделий до отгрузки, здесь, в Кенигсберге», — пояснила научный сотрудник Музея янтаря Виктория Резчикова.

По ее словам, новый импульс и янтарная отрасль, и этот комплекс зданий получили в 1926 году, когда на базе пяти ведущих частных предприятий Германии была создана «Государственная янтарная мануфактура» (Staatliche Bernsteinmanufaktur Koenigsberg).

«В лучшие годы здесь одновременно работало более 2,5 тысяч человек. Они занимались не только производством так называемого „масс-маркета“, но и изготавливали дорогостоящие предметы, развивали высокое искусство обработки янтаря. Художественным консультантом мануфактуры с 1930 года был известный скульптор Герман Брахерт. В 1940-е гг. здесь было налажено производство янтарной кислоты и масла, лаков и красок. Представительства мануфактуры были открыты в Берлине, Гданьске, Клайпеде, Париже, Лондоне, Вене, Брюсселе, Нью-Йорке. Для нас особенно важно, что в 1920-1930-е годы здесь появляется первый в мире Музей янтаря», — рассказала Резчикова.

Во время войны здание не пострадало. Поэтому оно, как и любое пригодное для использования в административных и жилых целях, было приспособлено под нужды военного ведомства. В здании мануфактуры располагались автобронетанковая служба Балтийского флота и общежитие.

«Бывшие мастерские разделили перегородками, появились минимальные удобства, центральное отопление, кое-какая канализация. В таком виде здание просуществовало до 2009 года, пока оно не было расселено», — уточнила научный сотрудник Музея янтаря.

Сквот от Балтфлота

«Новый Калининград.Ru» уже бывал во дворике мануфактуры и гулял по захламленным этажам бывшей штаб-квартиры янтарной империи Восточной Пруссии, а затем и общежития Министерства обороны. В 2010 году этот памятник вошел в проект «Пустые дома». К тому моменту из него уже выехали военные моряки Балтфлота, но здание еще не было передано на баланс областного правительства. Это произошло только спустя три года. В 2011 году с просьбой о передаче объекта в региональную собственность обратился губернатор Николай Цуканов. Через год мануфактуру и еще десяток социальных объектов Министерство обороны передало области. В 2013 году процесс передачи  Музея янтаря в оперативное управление областного бюджета был завершен.

Таким образом, в течение четырех лет подлинными владельцами объекта историко-культурного наследия регионального значения, находящегося в центре города, были компании молодежи, бомжей и любителей калининградских «заброшек».

По словам Виктории Резчиковой, в 2013 году здание практически сразу было взято под охрану. «До этого музей ничего мог предпринять, — говорит она. — При этом мы представляли ценность этого здания как для самого учреждения, так и для региона. Борьба за него началась еще в 2003 году, с приходом на должность директора музея Татьяны Суворовой. Поэтому ко времени, когда здание было передано, у коллектива музея было четкое понимание того, что должно находиться в здании мануфактуры».

За эти годы музей не только обеспечил здание на Портовой, 3, сигнализацией, но и вывез из его помещений несколько десятков тонн мусора, оставленного бывшими владельцами и жильцами.


pusto-5.jpg pusto-10.jpg pusto-22.jpg pusto-24.jpg pusto-26.jpg

Комната с проектом

Концепция реновации здания мануфактуры нашла свое отражение в техническом задании к конкурсу на разработку проектно-сметной документации, объявленном в июне 2014 года.

В нем было прописано, что в здании разместится одно из подразделений Музея янтаря. Предполагалось, что после реконструкции у здания появится просторная парадная входная зона, вестибюль для встреч и переговоров, гардероб не менее чем на 200 мест. В здании должны разместиться зал экспозиции, посвящённой истории Кенигсбергской мануфактуры, экспозиционный зал с выставкой «Шедевры галереи „Янтарный дом“», еще три выставочных зала, один из которых предполагается сделать трансформирующимся.

Также в планах — создать Янтарную комнату XXI века площадью до 300 кв. м и воссоздать янтарный кабинет Фридриха I — до 25 кв. м. Помимо этого, в здании должны появиться кафе, сувенирная зона, музейный магазин, комната матери и ребёнка, зал для занятий с детьми, хранилище коллекции Музея янтаря, архив, библиотека с читальным залом, мастерская по реставрации и консервации изделий из янтаря, фотомастерская.

Все эти задумки, по данным Викторией Резчиковой, были отрисованы и осмечены к началу 2015 года. «Проектно-сметная документация готова. Это несколько десятков томов, в которых проработаны все архитектурные решения, решения по всем помещениям и экспозициям. Они занимают целую комнату, — говорит сотрудник музея. — Если этот проект будет реализован, то в центре города появится уникальное учреждение культуры с большим туристическим потенциалом».

Подготовленный проект реконструкции и наполнения здания, по сведениям возглавлявшей тогда министерство экономики области Анастасии Кузнецовой, оценили в 600 млн рублей. После прохождения госэкспертизы эта сумма сократилась ровно вдвое. При этом Кузнецова затруднилась ответить, на каких именно статьях расходов, по версии госэкспертизы, возможна столь радикальная экономия. «В программе (Федеральная целевая программа развития области до 2020 года — прим. „Нового Калининграда.Ru“) было более 600 млн рублей, на выходе с экспертизы осталось около 300 млн — экономия составила более половины. Мы пока на этот год решили как раз-таки, что если мы его начнем, то будем начинать тогда пока в рамках областных. Вернемся к вопросу, потому что очень хочется понять, что оттуда экспертиза убрала», — поясняла Кузнецова. Итоговое мнение госэкспертизы врио министра назвала тогда «удивительным».

Информацию об изменении источника финансирования, а потом и «заморозке» проекта подтвердила корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» и директор Музея янтаря Татьяна Суворова. «В 2014 году все сметы и концепции были представлены правительству и одобрены, а потом и включены федеральную программу „Культура“. Но в 2015 году губернатор Николай Цуканов попросил обождать, а в 2016 году эти проекты исключили из федеральной программы», — сообщила руководитель музея.

На данный момент наиболее реальным, по информации Суворовой, выглядит получение средств на реставрацию за счет средств гранта в рамках программы приграничного сотрудничества «Россия-Польша» на 2017–2020 годы.

«Заявка сформирована, подана в заявочный комитет и имеет высокие шансы на получение средств. Вопрос решится в середине марта. Если деньги — а это около 200 млн рублей — будут выделены, то консультировать и помогать с реставрацией будут ведущие польские специалисты, которые в свое время занимались восстановлением замка в Мальборке. Сами работы могут занять 2-3 года. Если же с этим конкурсом не пройдет, то будем стараться попасть в федеральные программы. Главное, у нас есть видение того, как должно преобразиться это уникальное здание», — пояснила Виктория Резчикова.

«Ждем финансирования»

 Архив музея янтаря1.jpg _NEV9481.jpg ООО АК-Проект012.jpg

Нельзя обвинить в отсутствии планов по реконструкции второй половины мануфактуры (площадь 1860 кв.м) и Музей Мирового океана. В оперативное управление музей получил ее в 2014 году. Почти сразу была оформлена заявка на получение средств из областного бюджета на разработку проектно-сметной документации. Однако финансирование возглавляемое Светланой Сивкой учреждение на эти цели не получило.

«Мы даже были записаны в программе развития Калининградской области, но потом сказали, что вроде как нельзя. Так мы остались без средств для создания проекта. Но есть эскизный проект. Сегодня мы ведём переговоры напрямую с министерством культуры. Мы хотели сделать реконструкцию с реставрацией, но сейчас нам, наверное, придется делать только реставрацию. Мы сокращаем проект», ― рассказывала Светлана Сивкова во время брифинга в феврале 2015 года.

По её словам, Музей Мирового океана будет запрашивать деньги на проектирование в 2016 году. Сегодня учреждение на средства спонсоров отремонтировало крышу Янтарной мануфактуры. В рамках реставрации планируется заменить окна и привести объект в порядок. Сейчас часть мануфактуры, в которой располагались бронетанковые войска, используется для хранения строительного и разборного материала, а также крупных археологических находок. Учреждение, кроме того, готовит научную концепцию по использованию своей части объекта.

Светлана Сивкова подчеркнула, что Музей Мирового океана внёс серьёзный вклад в то, чтобы здание было передано в собственность региона. «Оно находится напротив Музея Мирового океана, на другом берегу. Я его каждый день наблюдаю. Поэтому нам рукой подать до Янтарной мануфактуры, называется паромная переправа. И для нас это было больше не здание Янтарной мануфактуры, а здание, которое принадлежало Балтийскому флоту», ― прокомментировала директор Музея Мирового океана.

В феврале 2017 года представитель музея подтвердила ранее озвученные намерения по поводу второй половины здания янтарной мануфактуры. По информации пресс-секретаря музея Инессы Зайковской, за прошедшее время намерения музея в отношении вверенных ему 1860 кв.м площадей на ул. Портовой, 3, сильно не поменялись. «Ждем финансирования, чтобы реализовать свои мечты в реальность. Там планировались дополнительные выставочные площади, по принципу открытого хранения, уже реализованному в нашем комплексе „Глубина“. Это крупногабаритные предметы фондовые, которые хотелось выставить, чтобы люди их могли увидеть. По принципу аппарата „Мир“. Они достаточно велики, в обычную экспозицию их не включить, а там помещения позволяют размещать крупногабаритную технику, — пояснила Зайковская. — Планировалось, что там, кроме этого, будут гостевые номера для наших коллег, которые приезжают в музей из других городов для реализации совместных проектов. Конечно, и наши туристы могли бы там размещаться. Планировалось также в больших залах, где сейчас находятся гаражи, проводить различные массовые мероприятия: концерты, ассамблеи. В принципе, концепция кардинально не менялась».

По ее словам, о порядке сумм, необходимых для финансирования проекта, пока говорить преждевременно. «На проектно-сметные работы по зданию запланировано заложить 15 млн рублей. Сколько будет стоить реставрация, покажет уже подготовленный проект», — уточнила пресс-секретарь музея.

С учетом того, что на строительство нового корпуса Музея Мирового океана — «Планета океан» — в ближайшие полтора года будет потрачен почти миллиард рублей, открытия федерального финансирования на глобальный проект реконструкции ожидать вряд ли стоит.    

Текст — Станислав Пахотин. Фото — Виталий Невар, Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru», архивное фото и эскизы Янтарной мануфактуры предоставлены Музеем янтаря. 

Поделитесь новостью:

Подпишитесь на нас:

Telegram, ВКонтакте