Победить войну в себе: в Калининграде сыграли спектакль «Кантград»
«Театр.doc» привёз в Калининград документальный спектакль «Кантград», рассказывающий о том, как после войны на территории современной Калининградской области уживаются выселенные из своих домов немцы и русские, приехавшие осваивать новые земли. Постановка уже несколько лет идёт в Москве, но у нас в городе её сыграли впервые. Сначала «Театр.doc» планировал показать спектакль во «Фридландских воротах», но
За два дня до спектакля в Калининграде «Театр.doc» остаётся без площадки — директор «Фридландских ворот» Андрей Ярцев неожиданно решает отказаться от показа, хотя контракт был заключен ещё в январе. По словам Ярцева, организаторы спектакля представили ему «Кантград» как постановку по книге «Восточная Пруссия глазами советских переселенцев», а когда Ярцев посмотрел видеозапись, то вдруг понял, что это не так. Заявил, что в спектакле используются тексты автора «Заката Кёнигсберга» Михаэля Вика, что из воспоминаний первых переселенцев постановка состоит только на 25–30 процентов, и вообще там
Ни одного слова из Михаэля Вика в пьесе нет, но если бы и были, неясно, почему это создаёт проблему. Его мемуары о жизни в Кёнигсберге времён Второй Мировой не входят в список запрещённой литературы и продаются чуть ли не в каждом калининградском супермаркете.
После заявлений Андрея Ярцева «Театр.doс» опубликовал обращение автора пьесы «Кантград» Наны Гринштейн. Драматург утверждала, что в своей работе она использовала оригиналы интервью с первыми переселенцами, которые собрала группа Юрия Костяшова вне зависимости от того, вошли они в книгу или нет. Расшифровки разговоров хранятся в Госархиве Калининградской области. «Среди этих материалов были несколько интервью немецких женщин, одно из них также вошло в пьесу, — объяснила Гринштейн. — Остальные источники: биография Иммануила Канта, написанная Эреготом Андреасом Кристофом Васянским, душеприказчиком Канта, фрагменты трактата Иммануила Канта „К вечному миру“, документы относительно положения советского и немецкого населения в регионе в рассматриваемый период, находящиеся в открытом доступе, а также мой авторский текст».
Из воспоминаний, клочков документов, цитат Канта и фактов его биографии Нана Гринштейн «смонтировала» последовательный рассказ о том, как победители и побеждённые (если таковые есть в войне) вынуждены существовать в едином пространстве — уже не Кёнигсберге, но ещё не Калининграде. Двое русских — молодой бойкий офицер в исполнении Николая Мулакова и сердобольная женщина, которую играет Ольга Лапшина, — обобщённые образы, сотканные из типичных историй первых переселенцев: затхлые вагоны, болтушка из травы на обед, разгуливающие по городским руинам полчища крыс, немецкие виллы, внутри которых висят зонты и плащи, будто хозяева только что вышли из дома. Немцы в «Кантграде» — это красавица Эмма Кляйн (Марина Сурова) и её отец Эдмунд Краузе (Александр Топурия), сошедший с ума из-за войны, решивший, что он — Иммануил Кант, и теперь без конца цитирующий трактат «К вечному миру». Без лишней патетики, так, малахольно бормоча.
После всего пережитого люди полны злобы и страха, а им предстоит постоянно находиться рядом с «врагом». Порой слишком рядом — в одном доме: русских селили на верхних этажах особняков, немцев — тут же в подвалах. Людей так долго учили ненавидеть друг друга, и вот ты встречаешь «врага» на лестничном пролёте, а он оказывается просто человеком и только потом — немцем, русским, фашистом или коммунистом.
«Кантград» не умалчивает неприглядные стороны первых лет послевоенной жизни. Здесь рассказывают о том, как советские люди из злости расстреливали немецкий фарфор и жгли изразцовые печи, говорят об убийствах коренных жителей («за
Все истории рассказаны тихо, без геройского пафоса, порой практически шёпотом и неподвижно. Такая аскетичная, но вместе с тем на редкость честная актёрская игра делает пацифистские призывы «Кантграда» громче всякого рупора и пронзительнее любого мегафона. Тем более непонятно, как этот спектакль мог попасть в Калининграде «в опалу». О том, каково было жить здесь после войны, мы и так знаем от наших родителей и дедов, а вот призывов к вечному миру сегодня отчаянно не хватает.