Выставка «Реликвии и шедевры Государственного исторического музея» открылась 11 июня в Историко-художественном музее. Из Москвы в Калининград привезли более 200 экспонатов — костяные булавки Бронзового века, новгородские берестяные грамоты, торопецкие кокошники, полотна Василия Тропинина и Ивана Крамского, рисунки писателей и космонавтов. Через эти предметы последовательно рассказывается история всего российского государства. «Новый Калининград» попросил заместителя директора ГИМ Андрея Яновского и куратора выставки Елену Юхименко рассказать о самых примечательных экспонатах. 0+
Письмо Иммануила Канта немецкому философу Иоганну Готфриду Карлу Кизеветтеру, 1790 год
Андрей Яновский:
— Как известно, Кант преподавал в университете Кёнигсберга, был очень уважаемым человеком, и его учение получило широкое распространение на Западе. И вот один из его друзей Иоганн Готфрид Карл Кизеветтер занимался распространением этого учения. В письме Иммануил Кант благодарит Кизеветтера за то, что благодаря ему учение расходится и популяризируется, как бы мы сейчас сказали. Сам Кизеветтер, конечно, достаточно известный философ, просто с Кантом трудно конкурировать. Очень интересно [как это письмо попало в музей]. <...> [Граф Георгий Владимирович Орлов] был одним из богатейших людей Европы. У него по всему миру были агенты, были дворцы в Париже, салоны в Лондоне, Мадриде — человек мог позволить себе любые траты. И у него были агенты, и как только на каком-то аукционе появлялось что-то интересное, он тут же это покупал. Цена не имела значения. Он собрал феноменальную коллекцию: скульптура, живопись, драгоценности, ювелирные шедевры — одна из крупнейших и богатейших коллекций того времени. И он занимался уникальным по тому времени коллекционированием — он собирал автографы великих людей. Ну немодно было: собирали оружие, живопись, скульптуру, керамику, стекло. А он собрал более четырех тысяч автографов великих людей, начиная с XIV века до первой четверти XIX, поскольку он сам умер в 1826 году. И среди них оказался автограф Иммануила Канта.
Повесть временных лет в составе Владимирского летописца, 1550-е годы
Елена Юхименко:
— Эта книга принадлежала князьям Красноборским, после — Петру Никифоровичу Крекшину, автору «Истории Петра Великого», после Крекшина — историку Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину. И только счастливая случайность, что он дал читать летописец Николаю Карамзину, спасла этот памятник от гибели в московском пожаре 1812 года. У Мусина-Пушкина тогда сгорело «Слово о полку Игореве», а вот этот летописец остался.
«Завещание» Николая Карамзина , 1816 год
Елена Юхименко:
— Это распоряжение Николая Михайловича Карамзина, данное им в 1816 году сотоварищу, коллеге Алексею Фёдоровичу Малиновскому, который заведовал Государственным архивом. Карамзин переезжал в Петербург из Москвы и оставил распоряжение относительно его библиотеки, поэтому здесь речь идёт о ящиках с книгами: куда их поместить, чтобы они дожидались возвращения владельца. Это завещание, написанное собственной рукой историографа, даёт нам возможность вспомнить о том, что Карамзин проезжал Кёнигсберг, беседовал здесь с Кантом, описал впечатление, которое на него произвела беседа с философом, в «Записках русского путешественника». За этим документом остаётся эта история.
Автопортрет десятиклассника Алексея Леонова, 1953 год
Елена Юхименко:
— Это автопортрет космонавта Леонова в те времена, когда он учился в калининградской школе №10. И что самое интересное, на обороте его же рукой выполнен портрет Карла Маркса. Видимо, на уроке истории он занимался ещё и рисованием. Ещё на выставке представлено шуточное «удостоверение космического корреспондента-художника», и там тоже есть автопортрет Леонова.
Грамота мальчика Онфима, 1240–1260 годы
Елена Юхименко:
— Первая тысяча находок на раскопках в Новгороде в 1950-1960-е годы поступила в Исторический музей. Один из памятников этого ряда — письмо мальчика Онфима, на котором очень схематично, по-детски нарисованы две человеческие фигуры и лошадка. Наверху есть надпись: «Господи, помози рабу своему Онфиму». В совокупности из этих букв и рисунков ученые сделали вывод, что это был мальчик Онфим, который учился грамоте. И видимо, он, как и Алексей Леонов, на занятиях параллельно занимался ещё и рисованием.
Андрей Яновский:
— Есть письма, где Онфим просто учился писать буквы. Где-то есть только рисунки, например, где он на коне копьем поражает врага. На многих грамотах он складывает цифры. В комплексе это составляет то, что мы сейчас называем ученическими тетрадями.
Портрет Франца Лефорта, 1871 год
Елена Юхименко:
— Портрет Франца Лефорта выполнен Иваном Крамским. Дело в том, что известный любитель искусства Василий Яковлевич Дашков собрал большую коллекцию портретов и гравюр и специально заказал известным художникам своего времени портреты исторических деятелей России. Всего было написано несколько десятков портретов в течение 16 лет. Они писались по гравюрам. Затем Дашков пожертвовал эту коллекцию в Румянцевский музей, а к нам она пришла в 1923 году после перепрофилирование учреждения (при советской власти здание Румянцевского музея и его библиотека были переданы созданной на её основе Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина — прим. «Нового Калининграда»).
Посетить выставку «Реликвии и шедевры Государственного исторического музея» можно до 3 октября 2021 года.

Фото: Виталий Невар / Новый Калининград