Тонкие материи и тюремная соломка: в Музее искусств открывается выставка Александра Васильева

16 ноября 2021, 18:19

Историк моды Александр Васильев открывает в Калининградском музее изобразительных искусств новую выставку «Минувших лет затейливый узор» (0+). На этот раз в центре внимания — вышивка XVIII-XIX веков, которая способна многое рассказать не только о своих прежних хозяевах, но и о европейской истории в целом. «Новый Калининград» побывал на предпоказе и рассказывает о том, что можно будет увидеть в Музее искусств с 17 ноября.

«Калининградская область лишена коллекций предметов декоративно-прикладного искусства эпохи XVIII — начала XIX века. Ряд исторических причин этому помешал, — считает Александр Васильев. — Город был получен в 1945 году в руинах, но я уверен, когда этот город был цел, здесь были и вышивки, и сонетки, и веера, и прекрасный фарфор, и замечательная старинная обувь и платья, но война внесла свои коррективы. Это первое. А второе, ещё важнее, публика, которая приехала сюда после войны, в основном была сельскохозяйственного происхождения. Им было не до этих тонких материй, поэтому они её [тонкую материю] не привезли с собой, переселяясь из Брянской или какой-нибудь Липецкой области, и не оценили, если они вдруг её нашли в каком-то доме».

Экспонаты приобретались на аукционах во Франции, Италии, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Великобритании, США. «Я собираю свою коллекцию уже 45 лет. Здесь есть и дары, но большей частью это аукционы и иногда блошиные рынки», — отмечает историк моды. Под стеклом витрин — расшитые бисером женские сумочки и кисеты, пеналы для любовных записок, кошельки и бумажники для ассигнаций, бальные перчатки, записные книжки, коробочки для хранения мушек, ридикюли и веера, с помощью которых дамы не только спасались от жары, но и могли объясниться с кавалерами на тайном языке, поднося веер в руке, щекам или груди.

«Очень редкой вещью являются соломенные пеналы, выполненные из тюремной соломки заключенными в Венсенской тюрьме, где сидели аристократы перед тем, как им отрубали головы, — рассказывает о своей коллекции Александр Васильев. — Для того, чтобы не терять время, из соломы матраса они делали художественные вещички, потому что сидели они много месяцев, их там ничем особо не кормили, и через надсмотрщиков выносили их на продажу. Это память о событиях Французской революции».


В напоминание о наполеоновских войнах — чёрные траурные платья, которые вдовы погибших должны были носить три года, и только потом можно было перейти на тёмно-серые и тёмно-лиловые ткани. По словам Александра Васильева, когда золото и серебро стали уходить на нужны войны, украшения в Европе всё чаще делали из обычной стали, а кошельки расшивали стальными блёстками. Один из самых трогательных экспонатов — коробочка для любовных писем, изготовленная в России в эпоху Александра Первого. Она тонко расшита семенами огурцов и помидоров, выкрашенными акварелью. Редкие экспонаты, которыми особенно гордится Александр Васильев, — сонетки — богато отделанные ленты для вызова прислуги. «Чтобы дамы не кричали слугам о том, что они просят поставить бульотку, самовар или что-то иное, были изобретены сонетки — шнурки для вызова слуг. Они были устроены таким образом, что к верхней части сонетки присоединялась проволока из бронзы, которая вела к колокольчику на кухне. И когда в гостиной звонила дама, то на кухне звонил колокольчик, и прислуга стремглав бежала и говорила: „Барыня, чего изволите?“», — поясняет владелец коллекции.

Важный аксессуар рубежа веков — небольшое опахало. Им дамы обмахивались, сидя около камина, чтобы косметика из жира и воска не растекалась на лице. Ручки таких опахал часто вырезались из тропической древесины — в разгаре колониальная эпоха. Не менее функциональная вещица — портбукет, без которого не обходился ни один поход на бал. «Портбукет — маленькая подставочка для цветов, которая была необходима для того, чтобы заглушить неприятный запах пота от мужчин. Мужчины танцевали во фраках, а шерстяные фраки после вальса пахли псиной. И чтобы не падать в обморок, когда десять мужчин проходят мимо, женщины держали у носа ароматные цветы в портбукете», — рассказывает Александр Васильев.

Все эти бытовые неурядицы не мешают ему называть XVIII век эпохой любовных страстей, опасных связей и писем возлюбленным орешковыми чернилами (желательно на французском языке, чтобы слуги не могли прочитать). «В основном, выставка концентрируется на Пушкинской эпохе, на эпохе Романтизма, и рассказывает о том, как женская сущность, ну и мужская, была увлечена ручной вышивкой и отделкой, — говорит историк моды. — Дело в том, что в старину, по счастью, не было „ТикТока“. Нельзя было сидеть и считать лайки в телефоне, двигать ногтём по экрану. Можно было делать что-то другое. Вместо этого движения, которым сейчас заняты миллиарды людей на планете, люди сидели у окна с пяльцами и вышивали».

Выставка «Минувших лет затейливый узор» открывается 17 ноября. Точная дата завершения её работы пока не установлена. Посетители музея должны предоставить QR-код, подтверждающий вакцинацию от коронавируса.

Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Поделитесь новостью:

Подпишитесь на нас:

Telegram, ВКонтакте, MAX