«Мы знали только о войне»: калининградец открывает музей ресторанной жизни Восточной Пруссии

24 ноября 2021, 12:05

Много лет блокгауз у бастиона «Грольман» был заброшен, обрастал сорняком и всевозможным мусором, пока его не выкупил калининградский предприниматель и коллекционер Николай Троневский. В памятнике архитектуры XIX века он задумал открыть музей, посвящённый кафе и ресторанам Восточной Пруссии. «Новый Калининград» поговорил с Николаем Троневским о будущих экспонатах и о том, почему важно не мыслить об истории в парадигме войны.

купить квартиру

Бутылкой о камень

Чайный сервиз Кёнигсбергского женского общества по борьбе с алкоголем, кружка из ресторана «Бюхлер» в Прейсиш-Эйлау, пролежавшая 80 лет в болоте пивная бочка завода «Понарт», пригласительный в пивную Фритца Лаубингера (в субботу, 30 декабря 1929 года, там подавали жареные поросячьи хвостики и обещали хор с новым репертуаром), посуда из офицерского казино Хайлигенбайля — Николай Троневский собирал коллекцию, рассказывающую о ресторанной жизни Восточной Пруссии, более 25 лет. Сейчас уже трудно подсчитать точное количество предметов. Первые из них он находил в заброшенных немецких домах. «В середине 90-х я купил свой первый автомобиль и начал осваивать просторы области, потому что в городе всё было освоено ещё в школьные годы. Мы лазали по фортам, развалинам Кафедрального собора, — вспоминает Троневский. — Тогда, в 80-е, нас, естественно, интересовала война, патроны. А то, что я собираю сейчас, не было никакой ценностью. Ну бутылка и бутылка — о камень её разбили и пошли дальше. Мы знали только о войне».

Область он изучал по карте, купленной в газетном киоске. Троневский хранит её до сих пор — со всеми сделанными от руки пометками и уточнениями. «Сейчас исследовать регион очень легко по интернету, всё готовенькое: поставил точку на карту, по GPS привязался, приехал. В 90-е годы ни интернета, ни информации в открытом доступе не было. Первое время я ездил куда глаза глядят. Позже судьба свела меня с [историком, главным архивистом Государственного архива Калининградской области] Анатолием Бахтиным. К тому времени он уже написал книгу о кирхах („Забытая культура: кирхи в северной части Восточной Пруссии“ — прим. „Нового Калининграда“), у него был определённый объём информации, — говорит владелец „Блокгауза“. — Из каждой поездки мы привозили что-то домой. Сначала кирпичи с клеймами заводов из заброшенных зданий, которые уже разбирали, потом стало попадать что-то из посуды, бутылки. Начал проявляться интерес в плане истории: что это за заведение, что за пивоварня, где они находились. Так всё закручивалось и закручивалось. Интерес разрастался, коллекция пополнялась сама собой».


Самые крупные приобретения были сделаны перед строительством нового стадиона на Острове. Эта болотистая территория практически не использовалась немцами и зачастую выполняла функцию городской свалки. Перед строительством спортивной арены там снесли гаражные общества, и на Остров ринулись копатели со всей области, у которых можно было выкупить старинное стекло и фарфор. Другие способы пополнить коллекцию — поискать акции местных пивоварен на Ebay, а иногда — получить будущие экспонаты в подарок. Так, живущая в США калининградка отправила Николаю Троневскому несколько посылок с сувенирами из Кёнигсберга. В одной из них было меню кафе «Ллойд», находившегося в районе сегодняшней Рыбной деревни.

Теория разбитого окна и вёдра со шприцами

«Лет пять назад в Калининград приехал знаменитый искусствовед из Москвы Андрей Ерофеев, в своё время он возглавлял сектор современного искусства в Третьяковке, — рассказывает коллекционер. — Мы с ним катались по области, и я пожаловался, что увлечение приобретает такие формы, что надо бы из бизнеса уходить в культуру и посвящать этому уже всё время. Он говорит: „В чём проблема? Давай, ты же в этом специалист. Надо монетизировать свои знания и вложения“. Мне было страшно, это незнакомое для меня дело, с 90-х годов я в бизнесе, ни в зуб ногой по музейной теме. Он сказал, что я специалист и в любом случае выплыву. Это послужило неким спусковым механизмом, потихоньку я начал задумываться о том, как открыть музей».

На поиск помещения ушло около трёх лет. Важно было найти историческое здание — бывшее фортификационное сооружение или, например, старую виллу. На объявление о продаже блокгауза бастиона «Грольман» Николай Троневский наткнулся на «Авито», но в этом его опередили другие покупатели. По словам риелторов, они хотели открыть в блокгаузе ресторан и уже успели внести залог, но планам помешала пандемия. В итоге здание снова выставили на продажу, и на этот раз Троневский успел. «На протяжении 30 лет здесь был наркопритон. Я вынес несколько вёдер шприцов, — вспоминает он. — А вообще с уборкой очень помогли волонтёры. Не ожидал, что люди так активно откликнутся на просьбу помочь. Когда я проводил первый субботник, пришли как знакомые, так и незнакомые. Всего — около 30 человек. Потом, когда мы начали копать подземные ходы внутри блокгауза, люди тоже активно предлагали помощь. Вместе с волонтёрами мы выгребли мусор, убрали поросль, теперь вот расчищаем подземные ходы».

В будущем музее установили дверь с замком на четырёх задвижках, но её тут же выломали — коллективная память о «наркопритоне» ещё не выветрилась. Вход в блокгауз приходится регулярно подкрашивать, чтобы избавиться от следов ботинок на двери. «И всё-таки теория разбитого окна работает, — уверен Николай Троневский. — Я приезжаю сюда два-три раза в неделю. Раньше я каждый раз собирал огромный пакет мусора. Потом пакет стал накапливаться раз в неделю, а сейчас я собираю два пакета за месяц. Люди потихоньку прекращают здесь хулиганить». Этим летом власти заявили о грядущем благоустройстве зелёной зоны вдоль бастиона «Грольман». Там планируется расчистить ручей, установить скамьи, оборудовать освещение, велодорожки и пандусы.

От войны до войны

Реставрация блокгауза должна начаться в апреле будущего года. Научно-производственный центр при региональной Службе охраны памятников уже подготовил проект на основе 3D-сканирования сооружения, но есть проблема с кадрами. «В регионе сейчас реставрируется много исторических зданий, и фирм с лицензией не хватает, — поясняет владелец музея. — Я начал обзванивать их, а мне отвечают: „Извините, мы уже заняты даже на следующий сезон“». О стоимости реставрации Николай Троневский не распространяется: «Это недёшево. Все работы лицензированных фирм на памятниках — это в два-три раза дороже, чем построить новый дом. Грубо говоря, если дом можно построить за 10 миллионов, то здесь те же самые работы будут стоить 20-30 миллионов. Вот такой порядок цен, и они постоянно меняются. Плюс много скрытых работ. Сейчас мы начали ремонтировать крышу. Думали, там один объём работы, а сунулись — всё рушится, раствор между кирпичами вымыло, они держались на честном слове».

В 1990-е годы блокгауз обзавёлся пристройкой из силикатного кирпича и железобетона. По словам Троневского, она приросла к сооружению не только физически, но и документально, поэтому снести её нельзя. В планах облицевать пристройку клинкерным кирпичом, а сверху обустроить террасу, где можно будет выпить кофе. Набережную около блокгауза обещают выложить плиткой и древесиной. Оба музейных этажа займут витрины с экспонатами. На первом разместят предметы, связанные с заведениями Кёнигсберга, на втором — с ресторанами других восточно-прусских городов. «Кстати, очень много заведений были связаны с Россией. Какой город ни возьми, везде были Русские дворы, начиная от Чернышевского и заканчивая Кёнигсбергом, — утверждает Николай Троневский. — Они были почти во всех крупных городах, потому что множество людей из России путешествовали в Европу по железной дороге. Когда открылся аэродром Девау, количество русских только увеличилось. Это сейчас мы можем напрямую из Москвы долететь в любой европейский город, а в те времена дорога из Петербурга в Европу лежала через Кёнигсберг. Здесь были путеводители на русском языке, меню на русском языке в кафе и ресторанах».

Рядом со стеклом и фарфором в музейных витринах окажутся меню и открытки с интерьерами заведений. Есть идея сопоставить их с современными фотографиями — показать, что сейчас находится на месте того или иного ресторана. «Мы часто видим там хрущевки, пустыри, а раньше это был центр города с активной жизнью, кафе, кондитерскими, их было очень много, — говорит Николай Троневский. — Было много музыкальных кафе с концертными сценами. Это стало очень популярным после Первой Мировой войны. Сохранились газетные рекламы, рассказывающие какой ансамбль и в каком кафе сегодня выступает. Мы привыкли думать об истории этой местности терминами войны, мыслить от одной войны к другой. Такое ощущение, что люди здесь не жили, а веками только воевали. Это не так, здесь была простая, мирная и очень насыщенная жизнь, о которой я и хочу рассказать».

Завершение реставрации блокгауза намечено на декабрь будущего года. Если работы будут выполнены в срок, принять первых гостей музей сможет весной 2023 года.

Текст: Алина Белянина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Поделитесь новостью:

Подпишитесь на нас:

Telegram, ВКонтакте