«Явление под названием “Мельница”»: репортаж с концерта

02 декабря 2011, 00:00

«Явление под названием “Мельница”»: репортаж с концерта
Хелависа.

Красочные плакаты, извещавшие о том, что в Калининград 1 декабря намерен нагрянуть коллектив “Мельница”, появились на улицах города месяца полтора назад. Побывала на концерте и поделилась эмоциями и "Афиша Нового Калининграда.Ru".

Меховые шапки, полукукольные раскрашенные лица, застывшие на плакатах, не вызвали у меня особого энтузиазма - с творчеством “Мельницы” я была знакома постольку-поскольку, периодически попадала на их песни на любимом “Нашем радио”, не раз с удивлением отмечала, что они добирались до вершины хит-парада “Чартова дюжина”. Мелодично, красиво, но... не вслушивалась.

Так бы и прошло это концертное событие мимо меня, если бы не нечеловеческая любовь моей подруги к творчеству “Мельницы”. Подруга отложила на время всевозможные необходимые расходы, связанные с насущными необходимостями, чтобы купить билеты на концерт себе и своему восьмилетнему сыну. Последнее обстоятельство удивило меня более всего - второклассник, который стремится попасть на концерт музыкальной группы настолько, что мама готова выделить из скудного бюджета 1200 рублей ему на билет? Поразительно...

"У меня оказался лишний бесплатный билет, дали на работе, пойдем вместе, узнаешь, что такое “Мельница”", - позвонила подруга за 3 часа до начала концерта в Доме искусств.

Концерт начинался с опозданием. Зал был полон. В последний раз такое я видела только на концерте группы “Пикник”, поклонницей которой неизменно являюсь последние... Не важно, сколько лет. Итак, зал полон, и что удивительно - в нем люди самого разного возраста: пожилые, совсем молодые и даже совсем маленькие, лет 5-6.

На сцену выходят музыканты в белых одеждах, а затем и сама солистка - высокая стройная миловидная девушка. Никаких меховых шапок и раскрашенных лиц, никаких экранов для трансляции видеоклипов и прочих концертных “причиндалов”. На солистке - длинное тонкое трикотажное платье. Единственная декоративная деталь - небольшой пояс-корсет с блестящими пуговицами, который, как выясняется позже, нужен, чтобы закрепить на талии небольшую электроарфу. Девушка начинает петь, и тут становится совершенно очевидно, что ей ни к чему украшать себя какими-то блестящими нарядами с перьями и пайетками, к которым мы привыкли на нашей эстраде. Ей вовсе необязательно выплясывать перед публикой в мини, чтобы привлечь к себе внимание, как это делают иные наши “певицы”. Сильный, яркий, незабываемый голос, который заполняет весь огромный зал Дома искусств, - это главное ее украшение, именно он привлекает и дает возможность сосредоточиться на музыке и витиеватых текстах в стиле фолка. Иного и не нужно. В последний раз с подобным направлением российской рок-музыки я сталкивалась вживую давным-давно - во Владивостоке в начале 90-х годов на концерте местной группы “Мамин угол”, которая по тем временам собирала на свои концерты полные школьные залы.

"Последний и единственный раз мы были в Калининграде 4 года назад, - говорит девушка. - Сегодня мы приехали, чтобы представить вам наш альбом “Дикие травы”, несколько песен с новой пластинки и просто показать тем, кто не знаком с творчеством группы, что представляет из себя “Мельница”". Зал аплодирует.

Ее тексты непросто воспринимаются на слух - в них нужно вслушиваться, пытаться понять, проникнуть. Слушать неподготовленным концерт “Мельницы” непросто.

Перед тем, как исполнить одну из самых известных песен - “Господин горных дорог”, девушка просит у зала тишины.

“Иначе не получится почувствовать магию”, - говорит она. Зал ее понимает и замолкает. Вообще это удивительное единение музыкантов и зрителей я вижу впервые. Сотни людей, которые пришли на концерт, слушают, затаив дыхание...

melnics batzbatz com.jpg

“А теперь песня с нашей новой пластинки, над которой мы сейчас работаем”, - говорит солистка, и начинает перебирать струны на электроарфе.

Река-река, далеко до моря,

Река-река, звала за собою,

Расскажешь, как добраться до воли?

Ведь ты, река, звала за собою

Меня.

Песня “Реки” звучит сильно и надрывно, рождает в моей душе странное ощущение. Наверное, его действительно можно сравнить с чувством из детства - чувством того, что вот-вот, и часы пробьют полночь, и в мире случится какое-то неизведанное доселе чудо, вокруг вдруг раскинутся горы и лес, над головой распахнется огромное небо с яркими звездами, под которым будет гореть костер...

Каждый музыкант “Мельницы” самобытен, каждый музыкальный инструмент - арфа, акустическая и бас-гитары, флейта, электронная виолончель, ударные - звучат настолько гармонично, что у меня возникает вопрос - почему мы до сих пор не слышали эту группу в концертных залах филармонии, которая призвана приобщать нас к высокой культуре? Ведь, наверное, это и есть настоящая культура. Легенды и были, которые рассказывает “Мельница”, можно записать на диски для детей, чтобы давать слушать вместо колыбельных, школьникам - чтобы рассказывать об истории разных народов. Мне становится понятно, что “Мельница” - без сомнений, это явление на отечественной музыкальной сцене. Не похожее ни на что, интересное для всех возрастов.

Уже после концерта я открываю интернет и выясняю, что стройная девушка в простом белом платье - это Хелависа, в миру - 35-летняя Наталья Андреевна О`Шей - лингвист, кельтолог, индоевропеист, специалист по кельтским языкам, кандидат филологических наук, преподаватель ирландского языка в МГУ, которая знает несколько иностранных языков. Она замужем за ирландским дипломатом, у нее подрастают две маленькие дочки, одна из них родилась совсем недавно - в апреле 2011 года. И у меня возникает непреодолимое желание поставить песни “Мельницы” своей пятилетней дочери. И остается одна надежда - что эта группа приедет в Калининград еще не один раз, потому что на следующий их концерт я пойду обязательно и возьму с собой ребенка.

Текст - Оксана Майтакова, фото photospress.ru и batzbatz.com

Поделитесь новостью:

Подпишитесь на нас:

Telegram, ВКонтакте, MAX