«Фахверкам быть?»: что происходит на месте разбора памятников истории в Железнодорожном
27 февраля 2014, 12:01
Фейсконтроль в администрации
В здании администрации Железнодорожного городского поселения нас встречают скрипучая лестница и обшарпанные стены. В приёмной к представителям прессы относятся настороженно. Секретарь просит предъявить документы и снимает копию с журналистского удостоверения. Такие меры предосторожности она объясняет тем, что одно из региональных изданий написало статью, в которой, по ее словам были «искажены реальные факты». «Мы им даже письмо с опровержением отослали», — рассказывает сотрудница администрации, возвращая нам документы.
Начальник комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Железнодорожного Тамара Максимович выходит к нам с толстой папкой документов, на лицевой стороне которой можно разглядеть советский герб. С возмущением дама, как и секретарь до нее, отмечает, что «все переврали». И подчеркивает, что много лет в администрации занимались поисками собственников для того, чтобы решить судьбу старинных зданий. «А теперь говорят, что мы все на кирпичи разбираем», — отмечает она.
Максимович рассказывает, что поиском владельцев фахверков она занималась с тех пор, как была образована администрация Железнодорожного в 2006-м году. И демонстрирует внушительную переписку и даже чеки об отправлении писем с уведомлениями. Однако на связь владельцы памятников истории, по-видимому, вышли лишь недавно, хотя собственность числится за ними с 1991 года. Это подтверждают документы, напечатанные на машинке с западающими буквами на уже чуть пожелтевшей от времени бумаге.
Договор от сентября 1991 года передает в собственность Сергея Бочкова и Вячеслава Пивоварова здания складов на улице Комсомольской в Железнодорожном. Взамен, уже в 1993-м, они построили 8 сараев для жителей поселка, о чем тоже есть соответствующая бумага. На вопрос корреспондента «Нового Калининграда.Ru» о том, как памятник архитектуры с наложенным на него охранным обременением мог быть передан в частную собственность за сараи, сотрудница администрации со смущенной улыбкой отвечает: «Это же 90-е».
С воодушевлением Тамара Максимович рассказывает о том, что владелец одного из зданий сам архитектор и что у него есть идея восстановить исторические здания, а за ними и всю улицу. «Уже начали собирать архивные документы, книги и фотографии, для того чтобы подготовить проект. Планируется, что в восстановленном здании будет гостевой дом для студентов из Германии, которые будут изучать Железнодорожный», — говорит чиновница, отмечая, что тот самый архитектор-владелец старинного склада преподает в одном из немецких университетов. Он планирует на примере поселка изучать со своими студентами архитектуру Железнодорожного и возможности восстановления памятников истории.
С видом на руины
Из окон администрации открывается хороший вид на те самые склады. Мы наблюдаем за тем, как трое молодых людей выкапывают по периметру зданий ямы и вбивают в них сваи. Мы спешим к рабочим, опасаясь, что при виде людей с фотоаппаратами они уйдут или откажутся разговаривать. Но парни, спокойно продолжая свою работу, поясняют, что вбивают сваи для установки забора. «От работы отвлекают», — поясняет их руководитель, здесь же перекладывающий кирпичи.
Тоном, который выдает то, что подобными вопросами их изрядно достали, он поясняет, что работы совершенно легальны. У организации «Небо над городом», сотрудниками которой они являются, есть все необходимые разрешения и лицензии. Рабочие разрешают корреспондентам «Нового Калининграда.Ru» осмотреть склады, предупреждая, от каких мест лучше держаться подальше. Но не успеваем мы войти на объект, как появляется сотрудник границы и проверяет наши паспорта. «Зачастили сюда, — улыбаясь, говорит он. — Я уже и со счета сбиваюсь, сколько журналистов здесь побывало».
Пограничник также рассказывает нам о том, что работы проводятся официально и лишнее внимание прессы отчасти даже удивительно: ведь разваливались здания уже много лет, а заговорили о них только тогда, когда наконец начали что-то делать, недоумевает он.
Ранее представители власти заявляли, что завершить работы по восстановлению одного из зданий планируется уже в сентябре 2014 года. Рабочие говорят, что это вполне возможно. «Лишь бы материалы и деньги на них были», — подчеркивают они.
Цена кирпича
Один из спорных вопросов о фахверках — когда были построены эти здания. В одних документах они датируются XVI веком, в бумагах администрации указан XIV век. А некоторые эксперты говорят о том, что они восстановлены в 1920-е годы, после разрушений Первой мировой, по образу старинных. Рабочие лицензированной организации подтверждают эту версию, объясняя, что кирпич был изготовлен на фабрике. «Да и само здание — относительный новодел», — отмечает руководитель организации.
Еще один вопрос, который в связи с разборками фахверков стал весьма обсуждаем — сколько же стоит красный прусский кирпич. «В Калининграде его можно приобрести в среднем по 20 рублей за штуку, с документами и легально цена доходит до 50-ти. А на месте — около 4−6 рублей», — делятся рабочие, но при этом подчеркивают, что большая часть материала, который образуется в результате разбора фахверков, из-за сильных разрушений не подходит для продажи.
Культура и кинематограф
У частично разобранного здания аккуратными рядами сложена черепица. В другой стопочке лежат кирпичи, поодаль — доски. В центре — куча еще не отсортированного материала. В еще стоящих стенах здания то тут, то там зияют дыры. Крыша, а точнее ее остатки, радуют глаз прорехами и гнилыми досками. Заходить под нее страшновато — вдруг действительно кирпич упадет на голову. Внутри помещений вещи, оставленные неизвестными, и деревянные пристройки, крытые толем; их историческая ценность весьма сомнительна.
Соседнее строение сохранилось чуть лучше — там лишь частично обрушились крыша и часть стены. Возможно, его удастся восстановить, отмечают рабочие. Между двумя складами — крытая дорогой брусчатка, заваленная обломками зданий по обочинам. На стене разбираемого сейчас склада еще сохранилась читаемая надпись «Чаклун и Румба» — это название одноименного фильма, съемки которого проходили в Железнодорожном.
Вплотную к фахверкам стоит Дом детского творчества. В здании проводятся кружки, а также находится небольшая библиотека. Сотрудница рассказывает, что аварийное здание рядом их стенам пока не наносит вреда. «Только когда на лето набираем детей в группы, стараемся водить другой дорогой и на прогулках тщательно следим за ними. Ребятам ведь интересно на развалинах лазить, мало ли что. Хорошо, что с ним хоть что-то начали делать», — отмечает она.
Надежды и опасения
Сами жители Железнодорожного работы оценивают по-разному. Одни уверены, что толку от этого не будет. Другие надеются на то, что здания действительно восстановят. Ведь это принесет поселку дополнительные рабочие места, которых здесь так не хватает. Во всем поселении найти работу можно лишь в бюджетных организациях или торговых точках. Большинство предприятий закрылось, и жители «Железки» вынуждены ездить на работу в Калининград и Черняховск.
То, что деньги нужны Железнодорожному и его жителям, вполне очевидно. Многие дома покосились, с фасадов слезла краска. А некоторые подсобные пристройки с виду близки к тому, чтобы начать разрушаться так же, как и ставшие знаменитыми фахверки. Периодически взгляд натыкается на отваливающиеся то тут, то там кирпичи. Вероятно, при таком наличии подручного стройматериала незаконно разбирать склады средь бела дня под окнами администрации не очень-то и нужно.
Возможно, опасения, что исторические здания будут разобраны и исчезнут, связаны с тем, что по воле собственника практически исчезла пивоварня, находившаяся на окраинах Железнодорожного. Тогда надзорные органы и власти не уследили. Но теперь, когда работы ведутся под окнами администрации, в случае невыполнения заявлений будет сложно поверить в то, что власти опять ничего не заметили.
Текст — Алёна ПЯТРАУСКАЙТЕ, фото — Денис ТУГОЛУКОВ