Унижение Калининграда: эксперты — о планах властей на реконструкцию эстакады

26 декабря 2024, 11:25

Унижение Калининграда: эксперты — о планах властей на реконструкцию эстакады
Фото: Юлия Власова / Новый Калининград

Новость о планах городских властей заняться реконструкцией эстакадного моста в центре города задела некоторых калининградских архитекторов. Ряд экспертов согласился опубличить своё мнение по поводу грядущего расширения моста почти на 10 метров и его псевдоисторического украшения. «Новый Калининград» приводит доводы Олега Васютина, Сергея Гулевского, Игоря Идиатулина, Александра Кубасова, Вячеслава Генне и Александра Башина.

Сергей Гулевский, архитектор, директор архитектурной мастерской «4+»:

— Эстакада Ленинского проспекта, построенная в Калининграде в 1972 году, явилась результатом технологической «моды» того времени. Во многих городах СССР в то время были построены аналогичные сооружения, которые заменили традиционные мосты. Основной градостроительный недостаток эстакад в том, что они «вырезают» из структуры города большие прибрежные территории. В Калининграде построенная эстакада явилась еще большей градостроительной ошибкой:

— пройдя транзитом через остров Кнайпхоф, она исключила эту уникальную историческую территорию из структуры центра города. Остров стал подворотней;

— высота эстакады нивелировала «Королевскую гору» как важнейший символ города;

— габариты эстакады «унизили» такие исторические памятники, как Кафедральный собор и Биржа.

Сергей Гулевский (слева). Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

На градостроительных мероприятиях, посвященных регенерации центрального ядра Калининграда, не раз затрагивалась тема этой градостроительной ошибки и предлагалось вместо эстакады построить два разводных моста, как это и было ранее.

Предложение наделить образ моста элементами традиционной архитектуры не выдерживает никакой критики — это та же навязчивая тема «историзма», получившая комическое воплощение в образе сегодняшнего Ленинского проспекта от Королевской горы до площади Победы.

Олег Васютин, архитектор, градостроитель, аттестованный государственный эксперт:

— Вся наша архитектурно-градостроительная деятельность и все наши движения по развитию города — это не профессиональные решения градостроителей и архитекторов. Это решения властей. Будь то реконструкция площади Победы, будь то посадка стадиона на Острове, будь то решение по Ленинскому проспекту (реконструкция-мимикрия под ганзейскую улицу) — это все было инициировано властями, чиновниками. Архитекторы и градостроители так или иначе это всё приспосабливали под решения властей. Вот инициация, вот откуда всё идет.

Сейчас мы наблюдаем следующий этап этой инициации — эстакада. В городе почему-то решаются задачи именно административным ресурсом, продавливаются все эти решения. Что касается непосредственно того тренда, который сейчас намечается, реконструкции эстакады с её расширением, то нужно понимать, что эстетика и градостроительная идея этой эстакады была непосредственно связана в своё время с идеей строительства Дома Советов. То есть это связка. Какая-никакая, но это хоть какая-то гармония советского периода. Можно сказать, что это просто недоделанный архитектурный ансамбль того времени, 60-х годов, ориентиром которого было модное направление того времени. Оно было задано городом Бразилиа с его строительством широких эспланад и высоток, где человеку, в общем-то, места не уделялось. И результат мы знаем прекрасно. В город Бразилиа чиновники приезжают на четыре дня и уезжают оттуда. То есть там жизни нет никакой. Такая же схема сработала в период Советского Союза, когда такая эстетика, где человеку нет места, оказалась очень востребованной. Там есть место только большой организации толпы и демонстрациям, проходу большого количества людей с флагами, знаменами. Там много воздуха, большие пространства и тому подобное. То есть монументализм.

Олег Васютин. Фото: Юлия Власова / Новый Калининград

Сейчас от этой связки Дома Советов и эстакады осталась половина. Дома Советов нет, осталась эстакада. И непонятно вообще, зачем её оставлять, если нет Дома Советов. А оставляют ее, как власти говорят, по причине трафика.

Но они говорят о трафике не с профессиональной точки зрения, а просто так. Вот им необходим пропускной проезд. По нормативам якобы необходимо расширять и всё больше и больше пропускать автомобилей, чтобы не было пробок. По-бытовому так.

Но мы прекрасно знаем, что профессионалы с этой точки зрения говорят всё наоборот. У нас был в 2005 году международный симпозиум по центру города, в котором участвовали профессионалы, градостроители и архитекторы из России и Европы. И есть результат этого симпозиума. Эксперты утвердили, что центральная часть города должна освобождаться от трафика и транзитного движения любыми путями.

Эту территорию мы освобождаем для приоритетного движения пешеходов. То есть на этой территории необходимо находиться и получать различные сервисы, в том числе ландшафтные. То есть не для проезда. Мы не с ветерком пролетели через центр и всё, нет, мы должны там остановиться. Мы должны его использовать как гражданский концепт. Эти идеи были закреплены в 2008 году, когда прошел воркшоп по центральной части города. Там были итоговые документы, которые подтвердили, что действительно необходимо центральное ядро города освобождать от трафика и от транзита любыми способами.

Строятся обходные магистрали, эстакадные мосты, вокруг города замыкаем это кольцо, и по этому кольцу мы ездим, попадая из любой его точки в центр города.

Этот концепт был далее развит в конкурсном проектировании. В общем, профессионалы говорят, что нельзя поддерживать идею на транзит, а власти говорят, что они хотят её поддерживать. Мало того, мы расширим эту эстакаду еще на 10 метров, ещё больше будет у нас пропускная способность. Вот это меня настораживает. Город развивается не по принципам архитектурно-градостроительной логики, которая учитывает идею «всё для горожанина».

То, что они рисуют эту эстакаду, мимикрирующую под историческую... Это вкусовщина вообще. Дело в том, что такой исторической конструкции не было никогда. Это то же самое, если бы мы Дом Советов сохранили и начали бы к нему приделывать шпили, арочки, чтобы как-то его скрасить его брутализм. Это неестественно и непрофессионально.

Игорь Идиатулин, архитектор, член правления Калининградского отделения Союза архитекторов России, сотрудник архитектурной мастерской «4+»:

— Эстакадный мост в центре города — это градостроительная ошибка, и её необходимо исправлять. Строительство нового эстакадного моста — решение, еще больше отдаляющее нас от появления комфортной среды в центре города. Необходимо стратегическое планирование в вопросе транспорта в этом месте, но мы опять видим, что решения носят тактический характер. Скоро запустится дублер двухъярусного моста, что сильно разгрузит центр и перераспределит потоки. Необходимо рассмотреть возможность реализации моста с острова Октябрьского, между стадионом и строящимся оперным театром, моста с Литовского вала на остров, так как это всё было предусмотрено утвержденным Генпланом города. Строительство даже этих мостов может кардинально поменять транспортную ситуацию в городе, а по затратам, я думаю, оно сопоставимо со строительством новой эстакады. Мы неизбежно вернёмся к вопросу центра города без эстакады и в итоге заплатим двойную цену.

Игорь Идиатулин. Фото: Юлия Власова / Новый Калининград

Александр Кубасов, архитектор, член правления Калининградского отделения Союза архитекторов России, сотрудник архитектурной мастерской «4+»:

— Возникшую в последнее время историю с реконструкцией эстакадного моста, с его полным демонтажом и строительством на его месте нового можно разделить на несколько частей:
– транспортную/логистическую;
– историческую, архитектурную/эстетическую;
– экономическую;
– общественную.

По первой части: построенный в середине 70-х годов прошлого века эстакадный мост был частью разработанного генерального плана послевоенного Калининграда. Он предполагал прокладку широких магистралей, огромных площадей, монументальный комплекс на территории бывшей Королевской горы. То есть в своё время первый эстакадный мост вписывался в градостроительную парадигму социалистического города. Он соединил северную и южную части нового Ленинского проспекта, прорубленного сквозь некогда плотную ткань старого города. На тот момент времени эстакадный мост решал главную задачу — максимально быстрого перемещения транспорта, и альтернатив ему не было.

 Александр Кубасов. Фото: Юлия Власова / Новый Калининград

В настоящее время главная тенденция в урбанистике — создание городских пространств, комфортных для проживания человека. Появилась практика обустройства на месте крупных магистралей пешеходных зон, общественных пространств. В качестве примера можно привести восстановление канала на месте магистрали в Утрехте, парк-эстакаду Seoullo в Сеуле, пешеходные зоны в центре Москвы и так далее. 
Центр исторического города — самая ценная территория. По итогам многочисленных обсуждений, проектных семинаров и конкурсов, проводившихся в Калининграде за последние время, было рекомендовано максимально перенаправлять транспортные потоки в обход исторического центра. На сегодняшний день построены, достраиваются и предполагаются к реализации крупные транспортные альтернативные маршруты, позволяющие снизить транспортную нагрузку на центральную часть города (второй эстакадный мост, новый двухъярусный мост, мост через залив). Нет никакого практического смысла восстанавливать и тем более увеличивать габариты.

По второму пункту: в градостроительных решениях, в исторической части города должна прослеживаться преемственность решений. Крупная форма эстакады чужеродна масштабу исторического города, она нивелировала градостроительный масштаб Королевской горы и визуально «подавила» биржу. На место эстакады, как это и было на протяжении многовековой истории города, должна вернуться полноценная городская улица с разводными мостами, не препятствующими движению маломерных судов. Новые разводные мосты могли бы стать новой городской достопримечательностью.

Третий аспект: в настоящее время из городской жизни исключён крупный участок городской территории. Вдоль эстакады невозможно сформировать полноценную городскую улицу и комфортную рекреационную зону. Это влечет за собой упущенную для города экономическую выгоду (налоги, аренда) и дополнительную нагрузку на городской бюджет на содержание «зоны отчуждения». Также стоит принять во внимание большую стоимость обслуживания эстакады по сравнению с наземной городской улицей.

И, наконец, по четвертому вопросу: Эстакадный мост — это не линейный утилитарный объект, это часть городского ландшафта. Рассматривать его в отрыве от прилегающей территории будет большой ошибкой. И чтобы избежать будущих градостроительных ошибок, необходимо всестороннее обсуждение и поиск оптимального решения.

Александр Башин, архитектор, учредитель «Архитектурной мастерской Александра Башина» («Архпроект групп»):

— Я удивлен и разочарован решением администрации города реконструировать эстакаду с увеличением масштаба транспортной развязки. Реконструкция эстакадного моста с расширением до 37 метров полностью уничтожит масштаб исторической территории острова Канта, района «Ластадие» и Рыбной деревни, а также перспективной застройки Альтштадта. Прохождение эстакады через центр города и без реконструкции была градостроительной ошибкой, так как данная эстакада разрезает центр города на две части, резко ухудшая ценность городского пространства центрального ядра города. Обычно подобного рода эстакады строят за городом, но никак не в историческом центре с масштабом застройки 4-5 этажей. Основным приоритетом развития центрального ядра любого города является сохранение исторического масштаба, сопоставимого человеку, создание комфортной городской среды, создание привлекательной застройки для туристов и жителей города. Основной транспортной тенденцией развития современных городов является сокращение транзита через центр города, развитие общественного транспорта, создание условий для пешеходов, и эта политика сегодня в полной мере реализуется в Москве. В нашем же случае администрация города почему-то хочет превратить Калининград в город автомобилей, развязок и крупных эстакад.

В идеале же необходимо вернуться к двум мостам через реку Преголю, максимально сократив ширину проезжей части до 17 метров и перенаправив весь транспорт на эстакады, проходящие через Остров, а также в перспективе на строящийся автомобильный дублёр двухъярусного моста.

Александр Башин. Фото: Юлия Власова / Новый Калининград

Правительство области за последние несколько лет провело два градостроительных конкурса, несколько конференций, воркшоп, и на каждом градостроительном мероприятии красной линией обозначалась необходимость комплексного развития центральной части города, где основным вопросом стояло транспортное развитие и проблема прохождения крупных транспортных артерий — существующей эстакады и Московского проспекта. Это так называемый «крест», который поставлен на застройке центра города.

Необходимость кардинально изменить транспортную схему центральной части города — это основная градостроительная задача администрации, и рецепты для этого очевидны: опустить Московский проспект в тоннель; перераспределить транспортные потоки от существующей эстакады и Ленинского проспекта через альтернативные магистрали, идущие параллельно, в том же направлении юг-север; заняться созданием комфортной городской среды на основе новых градостроительных, транспортных приоритетов, где в основу масштаба поставлен человек.

Вячеслав Генне, архитектор, экс-советник губернатора по архитектурным вопросам:

— Во-первых, это разнится с теми прекрасными планами опускания Московского проспекта под землю от библиотеки имени Чехова до универсама «Московского». Мы об этом очень активно говорили, и говорили, что это вполне себе вероятно и что это очень сильно развяжет связь Альштадта с Кнайпхофом. Это сильно противоречит протуристическому развитию центральной части Калининграда. Во-вторых, мост в той геометрии и в той локации, в которой он сейчас, эстакада Ленинского проспекта, — он из конструктивистской советской градостроительной идеологии. Однозначно тогда это было правильное решение, оно работало и до сих пор работает. Просто не выдерживает современных требований в плане интенсивности движения.

Если его расширить даже на 20 метров и украсить декорами, которые у нас на Медовом мосту или на Высоком, качество моста не поменяется. Я к нему отношусь как к некому утилитарному объекту. Если есть желание сделать происторическую версию, я думаю, что у нас есть риски сделать «ретруху» широких мостов. Я листаю в голове и ничего подобного не припомню.

А современных и ультрасовременных вещей полно, особенно в Европе, в плотной исторической застройке. Большое количество примеров того, где очень современные материалы использовались и очень высокотехнологично всё сделано, с шумозащитными экранами, и так далее, и так далее.

Вячеслав Генне. Фото: Юлия Власова / Новый Калининград

Само по себе мостостроение двигается вперед, и там большое количество всяких приемов и инструментов есть, которые помогут сделать нахождение моста в центральной части города более комфортным для людей. Если мы упрёмся в потребность сделать это в историзме, то мне на память пришла Ушаковская эстакада в Санкт-Петербурге. Это современное сооружение, построенное 20 лет назад максимум. Оно сделано с элементами историзма, но это не штамповка и не литьё, не ковка декоративная. Мне кажется, удорожание постигнет этот мост, если мы начнём его декорировать. Плюс это реально огромная конструкция, которую гроздьями виноградными не получится декорировать. Это будут какие-то второстепенные элементы.

В середине декабря председатель комитета развития транспорта мэрии Калининграда Антон Романов сообщил журналистам, что эстакадный мост ждёт глобальная реконструкция, в ходе которой переправа может быть частично или полностью демонтирована и собрана заново с расширением на 10 метров. Чиновник отметил, что администрация Калининграда запустила работу по разработке проектной документации на первый эстакадный мост. Ожидается, что к реконструкции город сможет приступить сразу после того, как откроется движение по автомобильному дублёру двухъярусного моста.

Текст: Иван Марков, фото: Юлия Власова, Виталий Невар / Новый Калининград


Поделитесь новостью:

Подпишитесь на нас:

Telegram, ВКонтакте