Депутат-перевозчик Сергей Донских: главой Калининграда управляет Мухомор
16 декабря 2015, 15:50

Во вторник вечером калининградские частные автоперевозчики, контролирующие 70 процентов рынка городских перевозок, написали письмо президенту Путину с жалобой на действия городских властей. Корреспондент «Нового Калининграда.Ru» выяснил, что письмо появилось после совещания с участием перевозчиков и руководства Калининграда, которое прошло накануне. О мотивах, побудивших автобусников на такой шаг, как открытое противостояние с городскими властями, рассказал в телефонном интервью «Новому Калининграду.Ru» генеральный директор «БалтАвтоЛайна», депутат горсовета Сергей Донских.
— Сергей Леонидович, почему вы решили написать это письмо? Не боитесь ли вы войны с городскими властями?
— Терять нечего перевозчикам, какая разница… Здесь же вопрос в чем — перевозчики не против покупать новый транспорт. Вопрос в том, какой смысл проводить конкурс за две недели до вступления в силу 220 Федерального закона по транспорту, который начнет действовать 15 января 2016 года? Я за то, чтобы меньше тратить бюджетных средств. Поэтому в чем необходимость проводить конкурс по старому непонятному закону, где нормативные акты не выдерживают никакой критики? …
Ведь год назад мы продлевали договоры с перевозчиками решением Горсовета, аргументируя конкретно (и есть диктофонная запись) это тем, что мы ждем новый федеральный закон.
— Но ведь бюджет выделяет частным перевозчикам субсидии за перевозку льготников — в 2014 году было выделено 120 млн рублей.
— Никто не выделяет перевозчикам, чтобы вы понимали. Это добрая воля перевозчиков, которые на сегодняшний день перевозят льготников. Проездной билет стоит 1200 рублей. Перевозчики перевозят за 500–600 рублей. Мэрия
Мы говорим о том, что на сегодняшний день из бюджета можно не тратить ни копейки на перевозку пассажиров. Вышел новый закон, который определяет не менее пяти лет работы перевозчика. Под этот закон перевозчики сегодня в состоянии обновить подвижной состав. Каким образом? Есть федеральный закон об утилизации транспорта. То есть мы можем сдать старый транспорт, и это будет считаться первоначальным взносом при получении нового транспорта при гарантии работы пять лет. Понимаете, да? Когда договор на перевозку пассажиров на 1 год и 7 месяцев, ни одна компания, ни один банк не даст кредит перевозчикам. Стоимость автобуса — 8 млн рублей, и менее чем на пять лет нет смысла брать… Пять лет — это сроки окупаемости автобуса.
Есть новый федеральный закон! Перевозчики всего лишь хотят, чтобы все было по закону, понимаете? Всего лишь! Давайте выполним закон, проведем по нему конкурс. И давайте будем называть всё своими именами. У нас на сегодняшний день я не вижу, чтобы была новая маршрутная сеть. Куда мы торопимся? Она измененная, но не новая, там еще нужны доработки. Зачем торопиться? Наверное, это
— Вы уже видели условия конкурса, который хочет провести городская администрация до вступления в силу нового закона?
По данным источника в горадминистрации, совещание с участием перевозчиков во вторник вечером прошло в весьма накаленной обстановке, дело доходило до криков.
— Перевозчиков собрали. Прямо сказали, что лоты будут неравнозначными. Изначально для
То есть городу не нужен частный бизнес. Его попользовали и выбросили. В своё время, когда необходимость была, перевозчики подставили плечо городу Калининграду. А сейчас пришел человек, который заинтересован в этом. Ему интересно купить новые автобусы… Более того, вы видели, каким образом бюджет принимается? Он обезличен. Там не прописано, на какие цели конкретно, куда расходуются деньги. Это что, правильно? Плюс зарплата нашего директора убыточного предприятия 140–150 тысяч. Давайте откровенно говорить — если у нас область, правительство Калининградской области заинтересовано в новых автобусах, они на основании нового федерального закона принимают
— Но мэр Александр Ярошук неоднократно говорил, что его достали перевозчики, потому что они не выполняют условия прежнего конкурса. У вас парк должен быть обновленный.
— Давайте скажем так. Почему перевозчики не обновляют парк? Потому что продление договора было на один год.
— А до этого? Вы же выигрывали конкурсы гораздо раньше!
— Изначально было условие перекрестного субсидирования, и эти условия не позволяли перевозчикам обновлять парк. Потому что играла всегда политика, а не экономика. Если правительство Калининградской области поставило у себя (на областных маршрутах — прим. «Нового Калининграда.Ru») жесткие рамки и определило, что хочет видеть, то здесь изначально все эти три года город Калининград специально создавал такие условия, чтобы перевозчики не развивались. А сейчас что…
Ведь на сегодняшний день частные компании будут эффективнее гораздо работать, чем муниципальные… Соответственно, что сделано. В этих критериях (к новому конкурсу — прим. ред.), и это вчера было озвучено, хотят создать большие лоты, специально чтобы перевозчиков, у которых по 20 автобусов, выбить из «вмененки». Чтобы они были на равных с
— Понимаю, о чем вы хотите сказать. Что
— Более того. Сколько денег тратится на
Более того, если вы покупаете автобусы, пожалуйста, объясните народу о необходимости покупки данных автобусов за счет бюджета. Зачем? Если есть у нас организаторы перевозок, можно провести нормально конкурс по новому закону и не вкладывать ни одной копейки бюджетных средств. Перевозчики всего лишь навсего хотят провести конкурс по новому федеральному закону, который вступает в силу через 2 недели! Не нужно никаких переходных периодов и прочее — это все убаюкивание и красивые слова. Вы проведите конкурс по новому закону и у нас в городе Калининграде… Давайте тоже относиться с уважением к перевозчикам. Вот говорят, что они не покупают новых автобусов. А что,
— Каким образом ваши деньги проходят через
— Мы открыли общий счет на базе «ГорТранса», чтобы все деньги, за которые граждане покупают социальные проездные билеты, там аккумулировались. Через них продажа идет проездных. И он должен их просто возвращать. А он не возвращает по
В среду мэр Александр Ярошук заявил о намерении поднимать вопрос о конфликте интересов в отношении Сергея Донских.
В итоге получается, сейчас вот глава города выступил, что «БалтАвтоЛайн» или другие перевозчики не выполняют те или иные рейсы. Вы меня извините, у перевозчика есть
Я сегодня на горсовете элементарно пытался объяснить, кому, что, почему — давайте элементарно разберемся, перенесем конкурс. Почему областная Дума нормально подходит? Люди летали в Москву на консультацию…
Президент говорит открыто, чтобы не было конфликта интересов. Каким образом у нас тогда
Давайте говорить откровенно — критерии нового конкурса прописываются конкретно под «Калининград-ГорТранс». Перевозчики пригнали автобусы… Они вчера сказали: «Александр Георгиевич. Вот „ПАП“ пригнал шесть МАЗов, „Вест-Лайн“»… А им ответили: а у вас нет кондиционеров, у вас только две двери… Соответственно, они изначально прописывают критерии под те автобусы, которые они покупают. Они даже говорят, что элементарно киловатты кондиционера будут учитываться. Тогда вопрос — какие новые автобусы вы ждете от перевозчиков?
В новом законе все прописано, чтобы все были в равных условиях. И на основании этого закона мы видим критерии. И можно будет в течение двух лет закупить новый транспорт, а старый обменять в рамках программы утилизации. Есть договоры…
Почему
Вчера у нас
— По всей видимости, городские власти хотят полностью контролировать ситуацию с перевозками, потому что на частников повлиять крайне сложно.
— Да разницы нет. Вы поймите, что для перевозчиков выгоднее участвовать в конкурсе на основе нового закона, потому что там закон ставит всех в равные условия. И там не будет рентабельных или нерентабельных маршрутов. Потому что если будет регулируемый тариф… Пускай контролируют больше! Перевозчики согласны! Но там все маршруты будут равны, потому что будет расчет по
А у нас ищут, откуда бюджетные деньги снять — с «Водоканала» или просят у губернатора. Но губернатор еще не принял окончательное решение, потому что он понимает — зачем тратить деньги, когда президент призывает затянуть пояса… У нас столько проблем нерешенных в Калининграде, а мы
Вы понимаете, мы хотим по закону провести, а не по понятиям… По понятиям Мухомора, который управляет городом сейчас и главой города. Кому это выгодно, с какой целью делается? Это все красивые слова, что сейчас говорят, а надо смотреть между строк. Им, наверное, просто-напросто выгодно закупить автобусы по дорогой цене за счет бюджета. И где они деньги эти из бюджета берут? Сказали, что закупают из собственных средств? Убыточная компания, которая должна деньги перевозчикам, но платит проценты по лизингу? Вообще парадокс.
Понятно, что перевозчиков можно выставить в ненужном свете. Но я считаю, что есть более
В среду Донских написал заявление о сложении полномочий главы комиссии по развитию транспортного комплекса горсовета Калининграда.
— Можно уточнить? Встреча городских перевозчиков с городскими властями была вчера?
— Да. И конкретно было заявлено, что создаются все условия, чтобы в городе не было частных перевозчиков.
— И именно после вчерашней встречи вы написали письмо?
— Да, потому что перевозчики не согласны. Когда нужно было, они подставили плечо… А куда более 3 тысяч человек сейчас? На улицу? Это медики, механики, диспетчера, водители. Это штат людей, которые работали. Хорошо… А люди автобусы купили? Мы ищем инвесторов… Перевозчики что — не инвесторы? Зачем тогда так
Ведь изначально все делается под Мухоморов. Я не исключаю, что они хотят загнать за бюджетные средства автобусы, а потом акционировать
Потому что, если будет регулируемый тариф, там будет четкое определение — обеспечение деньгами в бюджете. И тариф будет 25 рублей, но нам просто про это не говорят. Конечно, у перевозчиков будет пониже, но им это не нужно — это конкуренция. А они не хотят конкуренции, хотят окупать свои новые автобусы.
Перевозчикам терять нечего. Если конкурс будет проводиться по старому закону, мы вынуждены будем приостановить деятельность, потому что просто просим провести конкурс по новому закону. Ведь этот закон позволяет перевозчику, который выиграл конкурс и выполнил все условия, продлить дальше контракт без конкурса. Ведь мы все заинтересованы обновить парк. У меня уже есть договор с компанией, что в феврале мы меняем старые автобусы на первоначальный взнос. Это нормальный подход. Есть программа утилизации, в рамках нее выкупаются автобусы по 300–400 тысяч рублей, которые засчитываются как первоначальный взнос для покупки новых. И плюс, если мы покупаем новые автобусы с газомоторными двигателями, там тоже есть программа поддержки.
У нас все прописано! Дайте возможность нам все поменять. Не выбрасывать на мусорку старые, а давайте цивилизованно это сделаем. Почему у нас в Германии еще не ездят новые автобусы, мы что, богаче, чем в Германии? Почему у нас крайности какие-то? Нам говорят — судитесь. А пока будете судиться — сдохнете. Я считаю, что это просто-напросто кормушка для отмывания бюджетных денег. И, кстати, мы написали письмо не только президенту, но и прокурору, и губернатору.
Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»