В 2014 году в градостроительном конкурсе «Сердце города» проект петербургского архитектора Никиты Явейна и его «Студии 44» занял первое место. Определяющим стало его решение по территории бывшего Альтштадта, подразумевающее плотную малоэтажную застройку с сохранением исторической среды и зелёных насаждений. Руины Королевского замка в том проекте Явейн предложил накрыть стеклом, а универсальный зал построить во внутреннем дворе, не задевая сохранившегося наследия. Получился этакий «замок наизнанку». В 2015 году этот проект стал победителем Международного архитектурного фестиваля (WAF) в Сингапуре в номинации
Это не твоё сердце
— В этот раз вы заняли только второе место. Что вас отделило от победы?
— Я не знаю, я такие вещи не люблю обсуждать. В первый раз я был первым. Мне кажется, с профессиональной точки зрения наш проект сейчас получше немного, чем тот, что получил первое место. А всякие решения достаточно субъективны. Для меня главное — профессиональное развитие, интерес, который представляет проект. Допустим, наш первый проект стал лучшим Генпланом в мире на Международном архитектурном фестивале (WAF), это значит, что его узнали тысячи людей, он уже идет по всем журналам мировым — вот это первое! Первое место должно быть не первым здесь, а в целом первым. В этом плане наш проект, безусловно, в
— Как думаете, куда
— Вспомнить корни, конечно, только надо понимать, что корни этого города очень многоплановые и многоисторические — и конца
— Как вы считаете,
— Вообще, я, как и большинство профессионалов, мне кажется, отношусь к нему не очень серьёзно.
— А что не нравится?
— Ну, вот в прошлом конкурсе вторую премию получила очень сильная и профессиональная работа, вообще вопросов не было. А здесь… ну поймите правильно, кусочек он как бы воссоздаёт старых объёмов, соответственно, сносит весь археологический слой, поскольку метровую стену не построишь на гнилом основании, её надо снести и построить заново. Рядом строит некие новые футуристические объёмы, немного похожие на вашего робота (им. в виду Дом Советов — прим. «Нового Калининграда.Ru»), только в горизонтальном виде (смеётся), лежачий такой робот. Тоже, наверное, когда его делаешь, археологию придется уничтожить, потому что он опирается на те же места. Мне кажется, этот проект не решает те задачи, которые были поставлены. Задача была, чтобы здесь было старое сердце, но в новой функции. Я бы сказал, что третья премия (итальянский проект c золотой надстройкой над Домом Советов — прим. «Нового Калининграда.Ru») — она
— А почему вы отказались от той идеи, которая была в «Сердце города» с «замком наизнанку»?
— Я не совсем отказался, мы так же застроили двор Замка. Поскольку двор — это самое сакральное, это то, что всегда защищают больше всего и до последнего солдата, мы туда новое сердце и определили. Только мы его удвоили — сделали двор и на крыше, и под крышей, поскольку мне кажется, что это единственное место, в котором такой огромный зал может появиться, не разрушив исторические составляющие.
Все смеялись, но мы взяли два
— Вы в этом году победили с калининградским проектом на архитектурном фестивале в Сингапуре. Как ощущения?
— Ну, это впервые за всю историю России два отечественных проекта победили. Один проект был калининградский, а второй — реализация академии Эйфмана. Это, безусловно, огромный успех, причём у нас было три проекта выставлено, три прошло в
— Сколько лет вы уже участвуете в фестивале?
— Второй раз. В первый раз я один проект послал. Ну, мне надо было послать, это Олимпийский вокзал в Сочи, там много было моментов — мы и подались неправильно, и, конечно, политическая ситуация была не в нашу сторону — Олимпиада, Путин, Крым, вот это всё вместе наложилось. Хотя я не думаю, что политика виновата, мы сами виноваты, подались плохо. Не совсем плохо, но не так, как надо было. Я поклялся тогда, что в следующий раз мы минимум одно первое место возьмём. Никто не верил, все смеялись, но мы взяли два.
— Вы ожидали победы?
— Да. Я достаточно уверенный в себе человек и, как правило, не ошибаюсь.
— А почему из всех проектов выбрали именно калининградский?
— В нём есть первичность, так никогда до этого никто в мире не делал. В прошлый раз я этого не понял, что главное показать не то, что он хороший, а то, что он уникальный, что никто до тебя так не делал.
Всё-таки не для конкурса живешь— Вы сейчас планируете дальше участвовать в Калининграде в работе над «Сердцем города»?
— Не знаю, как сложится. Публиковать буду, показывать буду, но не в Калининграде, в мире.
— А если ещё будут подобные конкурсы внутри этого проекта?
— Понимаете, у меня достаточно крупная мастерская. Если бы
— Как вы считаете, что нужно было делать Калининграду, чтобы иметь реальную возможность действительно
— Один путь — это консервация, стеклянный колпак и хотя бы воду убрать. Это правильный путь, относительно не такой затратный.
— Но это же как первый этап и в нынешней ситуации?
— Нет, если идёт воссоздание в полный рост, то всё надо сносить.
— Но Сагаль, кстати, сказал, что он именно за консервацию выступает.
— Он может говорить всё, что хочет, но то, что нарисовано… я
— Без сноса не обойтись?
— Нет, конечно. Нельзя на гнилом основании ничего сделать. Если у тебя зуб гнилой, то надо сначала удалить гниль, а потом на ней пломбу ставить. А если всё гнилое, то надо всё удалить. Усилить существующие конструкции археологические до такой степени, чтобы на них поставить такое сооружение — это технически невыполнимая задача. Даже на самом высшем уровне, вы мне поверьте.
— Вот вы говорите, что нужно как минимум всё это законсервировать, а дальше что делать?
— А дальше мы делали этот кофр в виде некоего макета замка. Это был кофр, которым вся археология накрывалась, это был наш путь.
— То есть такой проект реализуем?
— Я всё всегда делаю к конкурсам так, чтобы завтра строить можно было.Иллюстрации предоставлены «Сердцем города»