«Здесь все экспонаты нормальные»: как прошла Музейная ночь-2018 в Калининграде

19 мая 2018, 16:12

 «Здесь все экспонаты нормальные»: как прошла Музейная ночь-2018 в Калининграде

«Афиша Нового Калининграда» по традиции отправилась в ежегодное ночное путешествие по калининградским музеям, а теперь делится впечатлениями и осмеливается предположить, что власти, к сожалению, показали, что на музеи им, в общем-то, очень всё равно.

Начали ночное турне с Музея янтаря. На входе билеты ни у кого особо не проверяли — все ждали губернатора, который должен был приехать на велосипеде. Во дворике девушки в белых нарядах с серебряными лицами и такими же плечами изображали волнующийся лес. В основных залах можно было поиграть в квест — говорили, что его упростили, потому что прошлогодний прошли далеко не все — посмотреть на достижения современной янтарной ювелирной отрасли и вспомнить, как выглядит постоянная экспозиция. Видели молодого человека, который просил маму пойти смотреть «нормальные экспонаты», а мама ему отвечала, что «здесь все экспонаты нормальные». Мы с мамой согласны. Встретили представительниц косплей-шоу и Антона Алиханова. Косплейщицы одергивали юбки, совершали какие-то манипуляции с мечами и охотно фотографировались. Антон Алиханов внимательно слушал экскурсовода и смотрел на янтарь. Приехал он на велосипеде или так пришел — неизвестно. Кстати, по сравнению с прошлым годом, любителей индивидуального велоквеста стало меньше.

В Музее искусств (бывшей Художественной галерее) закатили прощальную вечеринку «Гуд бай, Московский»: попрощались со всеми выставками в связи со скорым переездом — говорят, что музейная ночь именно в этих стенах последняя. С полуторачасовой программой пригласили выступать группу «ЛондонParis». Музыканты играли, приглашали всех подходить ближе и танцевать. Несмотря на располагающую атмосферу, приглашением воспользовался только один посетитель музея, который не только активно подпевал, но и движениями иллюстрировал слова из песен — знаете, такая очень ритмичная игра «Крокодил» получилась. Хореографическое выступление продлилось десять минут — танцора риска скрутила и вывела полиция. Какая-то женщина (видимо, жена или подруга) шла рядом с людьми в форме и просила их быть с мужчиной помягче. Дальше вечеринка продолжилась достойно — без танцев и лишних движений.

Во дворе краеведческого музея сыграли пару туров в «Марио» — дошли бы до финала, но огромные джойстики оказались неудобными и пару клавиш периодически заедало. Там же в паре шагов была сделана фотозона по мотивам популярной в 90-е игры. Можно было представить себя вот этим пиксельным парнем в красной шапке, подпрыгнуть и выбить из кирпича монетку или гриб. Монетка не вылетела, а вот шишка вполне получилась. В основном зале краеведческого музея как-то так получилось, что чучела стали доступнее — все почёсывали кабанов, обнимались с оленем и активно фотографировались с пушистыми тушами тюленей. Встретили бывшего министра культуры Светлану Анатольевну Кондратьеву. Она нас провела на третий этаж, где устроили кибер-выставку. Это впечатляющее зрелище: все сидят и натурально рубятся в разные видеоигры. Тут же ходит ростовая кукла гриба из Марио. Мы три раза станцевали с ним вальс. На последнем туре гриб зашатался и куда-то исчез. Встретили еще одних представителей косплей-шоу: эти были организованнее — сидели кучкой, радовались, но зевали. Мы сделали им комплимент, сказали, что костюмы у них лучше, чем у девчонок в Музее янтаря. Им было приятно.

1022.jpg

В Музее Мирового океана было пустовато. Прошлогоднее изобилие разнообразных стрит-фуд проектов исчезло. Около «Витязя» жарил кальмаров и бургеры ресторан «Наутилус». В зале с аквариумами молодые люди стучали пальцем по стеклу с котенком тигровой акулы и очень активно интересовались — это что, акула, а чего она такая мелкая? В принципе понятно, почему некоторое время назад одна акула вполне нормальных размеров заработала нервный срыв. Волнуемся за котенка.

Хотели посмотреть прямую трансляцию концерта из Кафедрального собора, но сели телефоны. Встретили коллегу, он сказал, что у стен собора — «форменный шалман». Сели в последний автобус, водитель вышел, нервно закурил и, не оборачиваясь к пассажирам, заявил, что не знает, куда еще поедет. Пассажиры требовали ехать в Васильково.

Вообще, Музейная ночь-2018, посвященная в основном Японии, получилась скомканной и малолюдной. Очень мало людей, почти не видно автобусов, нет чертей с рогами и так далее. Билеты не проверяют и такое ощущение, что и кассиры и смотрители просто невероятно рады, что к ним приехали люди. И это с учетом того, что в этом году Музейная ночь невероятно разрослась — что-то происходит практически в любом культурном месте, начиная от государственного музея, заканчивая частным артистическим пространством. Не секрет, что к этому мероприятию относятся как к неизбежной данности: вот одна-единственная ночь в году и нам нужно ее каким-то образом пережить, продержаться до часу ночи, утром выйти, убрать территорию и забыть об этом до следующего мая. Выглядит это примерно так (если память вдруг подводит, то освежите воспоминания по нашим репортажам предыдущих лет): к музею подъезжает переполненный автобус, люди штурмом берут выставочный зал и вот вам концерт, вот вам огненное шоу, в некоторых случая в ход идет тяжелая артиллерия в лице продавцов сувенирной продукции и гастрономических энтузиастов. И вот ближе к полуночи среднестатистический посетитель культурной акции в рогах и парике, с наломанной по случаю сиренью и недоеденным стрит-фудом дремлет в автобусе и едет к следующему заключительному объекту. В этом году всё не так.

Людей немного, все какие-то уставшие, немного безразличные к происходящему. Возможно это связано и с тем, что в городе одновременно совпали два мероприятия — ежегодная музейная акция и всероссийский урбанистический форум с огромным, очень ярким и приятным пикником «Городские выходные» на набережной Верхнего озера. В принципе, выбор понятен: идти в музей за деньги и в основном смотреть на постоянную экспозицию с элементами чего-то нового, или слушать бесплатно группу «Фрукты», есть грузинскую еду, сидеть на траве и смотреть фейерверк — горожане свой выбор в своей основной массе сделали. Вопрос и претензия, впрочем, не к горожанам, а к региональным властям, которые зачем-то разрешили проводить всё в один день. «Ну, какая конкуренция, не будет никакой конкуренции», — сказал на последней встрече Андрей Ермак, когда его совершенно справедливо спросили, не кажется ли ему, что одно мероприятие практически полностью перебьет другое. Возможно, изначальная идея сделать вечер и ночь с пятницы на субботу как можно разнообразнее и была хороша, но опять же, со стороны властей на следующий день это выглядит полным наплевательством по отношениям к музеям. Впрочем, это неудивительно.

Текст — Александра Артамонова, фото — Денис Туголуков

Поделитесь новостью:

Подпишитесь на нас:

Telegram, ВКонтакте