«Пойду свечку поставлю»: как горвласти проверяли проблемный дорожный ремонт
08 декабря 2021, 18:10
Три из девяти больших капремонтов дорог (ул. Автомобильной, Транспортной и Карташева) в Калининграде в этом году достались питерской компании «Возрождение». По крайней мере, с двумя она едва справляется, речь идет о расторжении контрактов. Фокус в том, что «Возрождение» — солидная фирма с многомиллиардными оборотами (по данным Seldon.basis, только чистой прибыли в прошлом году она получила 3,7 млрд рублей). В поисках ответа на вопрос «Что делать?» сити-менеджер Елена Дятлова утром в среду, 8 декабря, отправилась на один из объектов «Возрождения» — улицу Транспортную.
На днях Елена Дятлова на Транспортной уже была. Причем без предупреждения и вместе с губернатором Антоном Алихановым. Нескольких находившихся там рабочих визит тогда очевидно застал врасплох, а сама сити-менеджер на оперативном совещании во вторник не скрывала возмущения: «Мне было стыдно, потому что время было начало рабочего дня, а мы там увидели физически человек семь». На этот раз ее ждет, по крайней мере, замдиректора всей большой группы компаний «Возрождение» Юрий Ткачев. На подходе сити-менеджер останавливается, копается в телефоне и включает песню пародийной группы «Мурзилки Интернешнл» — что-то о внезапном наступлении зимы: контракт на ремонт Транспортной был заключен еще в конце июня, должны были в этом году выполнить почти половину работ (на 109 млн из 303 млн), а сделали примерно на 5 млн. Кассовое исполнение (то есть уже принятые работы) вообще составляет 348 тысяч.
«Национальный проект „Качественные и безопасные дороги“ широко шагает по городу Калининграду», — начинает очень быстрый доклад (на улице что-то около минус 10) глава транспортного комитета Дмитрий Галкаев. «Широко, но медленно!» — прерывает его Дятлова. На двухлетний ремонт по нацпроекту (включая 2022-й) выделено 1,2 миллиарда рублей, чуть больше половины выпало на этот год. На улицу Транспортную, таким образом, приходится четверть всей суммы.
Завершить дорогу нужно к августу будущего года. До конца этого подрядчик смело обещает выполнить работ на 24 млн рублей. Елена Дятлова напоминает, что несколько месяцев назад в «Возрождении» божились «выбрать лимиты» в 2021-м полностью. Замдиректора компании отвечает, что калининградский филиал в ноябре реорганизовали, а руководство сменили. «Признаю, что подвели, на улице Автомобильной затянули по срокам (ее должны были сдать более трех месяцев назад — прим. „Нового Калининграда“), но мы сделали работу над ошибками», — заверяет он. И говорит, что в случае с Транспортной возникло много проблем с созданием рабочей документации (отсюда отставание по срокам): в проект приходится вносить «много изменений, связанных с сетями». Позже он рассказывает журналистам, что пришлось, например, перекладывать одну из кабельных линий, что не было предусмотрено в проекте вообще.
Но эта проблема далеко не главная, основные — острый дефицит стройматериалов и нехватка рабочих рук. Накануне сити-менеджер обвиняла подрядчика в том, что он не привез сюда ни людей, ни технику, а понадеялся на субподрядчиков. «Не совсем корректно говорить, что мы сюда зашли без техники, наоборот, вся техника, которая нас работает на объектах, практически — это наша. Мы потратили значительные денежные средства, закупили эту технику, здесь являемся налоговым резидентом. Планировали нанимать здесь не только субподрядные организации, но и рабочих — столкнулись с нехваткой рабочей силы в принципе в регионе из-за того что, несмотря на пандемию, ведется активно везде строительство, рабочих в сезон довольно сложно найти. Мы действительно этого не ожидали. У нас сейчас политика немножко поменяется, мы работу над ошибками сделаем, в следующем году будем сюда привлекать кадры в том числе из Санкт-Петербурга», — опять обещает Юрий Ткачев.
Сейчас работы ведутся с левой стороны дороги: в будущем там разместится длинная парковка, а на время замены основного дорожного полотна по ней пустят транспорт — ориентировочно это произойдет после новогодних праздников. «У нас не просрочен контракт, мы отстаем в моменте, но потом нагоним», — уверяет замдиректора компании. Областной министр развития инфраструктуры Евгения Кукушкина дает поручение контролировать объект еженедельно, требуя акты выполненных работ. Впрочем, этих недель до конца года осталось всего ничего: выполнить обещанное подрядчик должен до 20 декабря.
По второму объекту — улице Автомобильной — условия еще жестче: ее нужно сдать до 15 декабря. Евгения Кукушкина заявляет, что, если не получится, это будет первый для региона случай неисполнения контракта по национальному проекту: «Мы не можем создать прецедент, это абсолютно недопустимо». С одной стороны, степень готовности там 98%, с другой — качество горвластей постоянно не устраивало, а потом грянули морозы и часть работ стало невозможно выполнить. Например, это касается укладки резинового покрытия на велодорожку. «Я думаю, что я свечку сегодня пойду поставлю», — говорит Олег Ткачев в интервью по поводу ближайших погодных перспектив. По прогнозам, потеплеет через несколько дней.
В обоих случаях горвласти обещают разорвать контракты, если обозначенные сроки не будут соблюдены, а потом «наказать рублем» и испортить «Возрождению» репутацию в регионе. Для питерцев, кстати, это не первый опыт работы в Калининградской области: они сделали две региональные трассы и сейчас параллельно исполняют еще несколько аналогичных контрактов. Впрочем, один (на реконструкцию дороги «Зеленоградск-Приморск через Светлогорск-Куликово-Заостровье») был расторгнут буквально месяц назад. О том, что компания появилась в Калининградской области не вчера (это случилось, кстати, еще когда Елена Дятлова была министром развития инфраструктуры), в тот же день упоминает губернатор Антон Алиханов во время своей прямой линии с электоратом. По его мнению, «Возрождению» не стоило «заходить» на крупные городские контракты; Алиханов требует «заставить подрядчика работать или гнать в шею».
Текст — Оксана Ошевская, фото — Виталий Невар / Новый Калининград