Три признания в любви: в спектакле «Династии» дочери рассказали о великих отцах
26 декабря 2025, 16:15
Третий фестиваль искусств «Зимние каникулы на Балтике» открылся 25 декабря спектаклем «Династии», в котором Екатерина Рождественская, Илзе Лиепа и Александра Захарова рассказали о своих великих отцах — Роберте Рождественском, Марисе Лиепе и Марке Захарове.
Екатерина Рождественская призналась, например, что в школе ей совершенно нечего была рассказать одноклассникам о своем отце. У кого-то папа был военный, у кого-то врач, у кого-то — учитель. Её же папа целыми днями сидел дома, без конца курил и печатал на машинке. Получается, что он — тунеядец. Но однажды она попала на концерт Роберта Рождественского, который проходил на стадионе, и увидела тысячи людей, которые любят её отца и знают его стихи наизусть. Для неё это стало откровением, и она поняла, что папа — не тунеядец.
Отдельная линия повествования — о взаимоотношениях Роберта Рождественского с его супругой Аллой, которую он звал Аленушка и с которой прожил 41 год. Во время спектакля Екатерина Рождественская рассказала, что жизнь ее отца была наполнена любовью к одной-единственной женщине — её маме. И больше половины всех написанных им стихов были посвящены ей. И неважно, о чем они — о жизни, о смерти, о войне и мире, о любви или о ненависти. Они писались ей и только для неё. «Это была, я уверена, одна из самых великих историй любви XX века, — считает Екатерина. — История, о которой мало кто знает. Ведь любовь такого высокого полета — не на вынос, она требует тишины. Да и слов-то таких, чтобы её описать, еще не придумали».
Примечательно, что маленький Роберт Рождественский после войны учился, пусть и совсем недолго, в Калининграде в школе № 1 (сегодня гимназии № 1). «Я в прошлый свой приезд туда поехала, смотрела на эти лестницы, по которым он бегал, — рассказал после спектакля его дочь. — Меня повели в музейную комнату. Я была в полном восторге! Старинная школа с совершенно потрясающей, красивой архитектурой... Я обожаю по отцовским местам ездить, поэтому для меня это очень ценно».
Рассказ балерины Илзе Лиепы о её великом отце Марисе Лиепе был динамичен, полон экспрессии, как великий балет на музыку Арама Хачатуряна «Спартак». Это одна из самых высоких вершин советского балета. Марис Лиепа исполнил там партию Красса, которая сделала его знаменитым. Оказывается, изначально он должен был исполнять партию Спартака, но однажды на репетиции балетмейстер Юрий Григорович увидел, как Марис отрабатывает движения из партии Красса, и, видимо, тогда его осенило, что это — роль Лиепы.
«У меня есть спектакль „Мой отец — Марис Лиепа“. Возможно, он в какой-то степени натолкнул Антона Собянина на идею спектакля „Династии“, — рассказывает известная балерина. — В результате мой спектакль вошёл частью в этот проект... Каждый раз я испытываю трепет, когда вхожу в жизнь своего отца, в жизнь отцов Кати и Саши. И как бы ни складывались обстоятельства, какими бы мы не были уставшими, например, с дороги, мы играем этот спектакль свежими, одухотворенными, потому что каждый раз это встреча с нашими любимыми людьми, которые продолжают жить в нас... Мы вчера играли в Москве, я вышла на сцену и подумала: „Как это чудесно, как здорово! Я опять в теме, я опять в отце, я опять в этом тепле и в любви!“»
В центре истории семьи Александры Захаровой — тоже большая любовь. Великий режиссер Марк Захаров, который широкой публике известен как создатель фильмов «Тот самый Мюнхгаузен», «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо» и других, прожил со свой женой Ниной Лапшиновой шесть десятков лет. Они познакомились в ГИТИСе, где учились. Нине поручили сделать стенгазету, и ей понадобился художник. Она обратилась к Захарову, который неплохо рисовал. Когда он увидел Нину, его словно током ударило. В одно мгновение пришло осознание, что это та единственная женщина, с которой предстоит прожить жизнь. Именно так и случилось.
Александра Захарова — известная актриса, которой посчастливилось играть на одной сцене и в одних фильмах с такими корифеями, как Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой, Евгений Леонов, Николай Караченцов, Александр Абдулов, всех не перечислишь! И, конечно, ее рассказ был не только о гениальном отце Марке Захарове, но и об этих не менее великих людях. Было много театральных баек, смешных историй. Например, она рассказала, что однажды во время гастролей во Франции к Марку Захарову пришли пожарные и попытались дать рекомендации по поводу спектакля «Юнона и Авось». Там есть эпизод, где герой Александра Абдулова размахивает факелом. Пожарные порекомендовали пристегнуть факел наручниками к руке актера. А то-де он может этот факел бросить в зал. «У него совершенно безумные глаза», — обосновали они свою просьбу. На что Марк Захаров со свойственной ему невозмутимостью ответил, что ничего подобного не может произойти в принципе, потому что Александр Абдулов — комсомолец.
Спектакль нашел отклик в сердцах зрителей. Актрисам, которые, по сути, играли самих себя, аплодировали стоя и долго не отпускали их со сцены. «Я считаю, это как раз то, что людям сейчас нужно, — высказала мысль после спектакля Екатерина Рождественская. — Важно, чтобы каждый вспоминал своих родителей. Чтобы те счастливчики, которые могут это сделать, обняли своих папу и маму, позвонили им. Ну или просто хотя бы посмотрели на их фотографии...»
Текст: Кирилл Синьковский, фото: Юлия Власова / «Новый Калининград»