Дом престарелых, отель, медцентр: как собираются спасать крайсхаус в Железнодорожном

Дом престарелых, отель, медцентр: как собираются спасать крайсхаус в Железнодорожном

Вот уже несколько лет посёлок Железнодорожный на юго-востоке Калининградской области старательно превращают в приманку для туристов: ремонтируют фасады и крыши домов на главных улицах, стилизуют новые двери под исторические, перекладывают дороги. В феврале на очередной ремонт выделили 82,6 млн рублей. В то же время самое красивое здание Железнодорожного — построенный в начале ХХ века крайсхаус — продолжает ветшать. «Новый Калининград» вспоминает, как власти планировали его спасать и что из этого получилось.

Ремонт в Железнодорожном губернатор Антон Алиханов не стесняется называть личной заслугой. «Мне тут начали задавать вопросы из Правдинска: „А правда, что они там еле-еле выбивали с вас деньги?“. — Я говорю: „Кто?“ — „Ну, местные власти“ — Я говорю: „Какие местные власти? Я это придумал с Железнодорожным“. Я лично придумал этот проект, чтобы его восстановить, сделать его красивым», — заявлял он в августе 2019 года. Красота 33 домов на центральных улицах обошлась региональному бюджету в 156 млн рублей, ещё 150 млн позже обещали направить на ремонт дорог, тротуаров, реконструкцию центральной площади и продолжение работ по замене внутренних инженерных сетей и коммуникаций.

Туристов в посёлке действительно прибавилось. Редкий из них не доходит до так называемого крайсхауса — здания районного управления Гердауэна. Оно построено в 1905 году в стиле нового барокко или «кайзеровского историзма». Автор проекта — архитектор района Амалиенау в Кёнигсберге, создатель кирхи Святого семейства и кирхи памяти королевы Луизы Фридрих Хайтманн. «В начале XIX века в Германии была проведена реформа административно-территориального деления. Были образованы крайсы, аналог наших районов, — рассказывает доцент БФУ им. Канта, гид-экскурсовод Андрей Левченков. — В крайсштадте, то есть районном центре, каковым был и Гердауэн, находилось районное управление. В 1870-1890 годы полномочия крайсов расширились. Возросшие задачи, области ответственности крайсов — здравоохранение, культура, образование и так далее — требовали более обширных помещений для персонала, поэтому именно на рубеже XIX-XX веков во многих крайсах стали строить новые здания. В Гердауэне построили, пожалуй, один из самых роскошных крайсхаусов на территории современной Калининградской области».

Сразу после Второй мировой войны бывший крайсхаус приспособили под среднюю школу. В 1950-х здесь обосновался детский дом, а с начала 1970-х — школа-интернат для детей-сирот, отмечают в Государственном архиве Калининградской области. В 2006 году здание признали аварийным, интернат съехал. И вот уже 15 лет памятник архитектуры регионального значения пустует и тихо разрушается.


Время от времени власти вспоминают его и даже пророчат большое будущее. Так, в апреле 2017 года, будучи ещё врио губернатора, Антон Алиханов предлагал превратить бывший крайсхаус в дом престарелых. «Посмотрите на соседнюю Литву — страна специализируется на пенсионерах. Там сейчас очень много домов престарелых, где живут английские, шведские, норвежские старики. Это целая индустрия. Мы думаем: почему бы нам не попытаться вписаться в этот рынок? — заявлял Алиханов в интервью журналу „Огонёк“. — У нас на границе с Польшей в городе Железнодорожном пустует бывший детский интернат — по совместительству бывшая немецкая усадьба. Красивая, большая. Там где-то шесть тысяч квадратных метров, плюс еще гостевой дом на шесть отдельных квартир. Вот мы сейчас думаем о том, чтобы из этого сделать хороший дом престарелых. А таких усадеб у нас очень много».

Спустя два года глава региона заявил, что зданием заинтересовались частные инвесторы. «Вот сейчас мы встречались там с людьми, которые делают предприятия в Правдинском районе и готовы забрать усадьбу в Железнодорожном, где был когда-то детский дом, — восстанавливать её... Да пожалуйста! Господи, забирайте!», — сказал Алиханов в августе 2019-го. По его словам, инвесторы хотели превратить здание в гостиницу. «Помимо всего прочего, Железнодорожный обладает неплохой территорией для развития каких-то промышленных возможностей. Здесь есть рядом погранпереход железнодорожный, есть предприниматель, который строит завод в черте посёлка серьёзный по металлообработке сложной и высокоточной. Мы сейчас с ним ведём переговоры, они хотят взять этот бывший интернат и восстановить его за свой счёт, сделать из него гостиницу», — уверял губернатор.

Осенью 2020 года концепция поменялась. Глава Корпорации развития Калининградской области Андрей Толмачёв заявил о желании создать на базе исторического здания медицинский центр высоких технологий для местных жителей и туристов. Проект оценили в 352 млн рублей, 350 из которых правительство региона готово предоставить в качестве льготного кредита. Сейчас идёт процедура передачи бывшего крайсхауса Корпорации развития. «Мы планируем, что где-то в середине года станем полноценным обладателями объекта», — отметил в разговоре с «Новым Калининградом» Андрей Толмачёв. По его словам, уже сейчас есть «заинтересованные лица», которые хотят принять участие в инвестиционном проекте. Объявлять их он не стал. «Мы не будем называть конкретные имена до тех пор, пока соглашения и обязательства не будут подписаны», — сказал руководитель Корпорации.

Пока что крайсхаус продолжает пустовать, и остаётся только надеяться, что его не успеют «разобрать на кирпичи» до начала обещанной ревиталиции. Водонапорным башням-близнецам, пивзаводу Kinderhof и фахверковым складам всё в том же Железнодорожном повезло меньше.

Текст: Алина Белянина. Фото: Денис Туголуков / Новый Калининград

Поделитесь новостью:

Подпишитесь на нас:

Telegram, ВКонтакте