Бондиана для туристов: в Драмтеатре сыграли премьеру по культовой повести «Вилла Эдит»
09 апреля 2021, 12:35
В Калининградском драмтеатре снова поставили «Виллу Эдит». Спектакль по повести Марка Баринова, породившей лихорадку вокруг Янтарной комнаты и подземелий Кёнигсберга, начинали играть здесь с огромным успехом в 1950-е, повторяли в 1970-е, а теперь придумали новую версию. «Новый Калининград» рассказывает историю культовой постановки и делится впечатлениями от предпоказа её современного варианта «Вилла Эдит или Прусские ночи». 12+
Летом 1956 года газета «Калининградский комсомолец» начала печатать повесть «Вилла Эдит» о советских разведчиках, отправленных на спецзадание в Кёнигсберг. В немецком городе они должны были найти сокровища и планы подземелий. Выпуски зачитывались до дыр и передавались из рук в руки. Сейчас беллетристика про капитана Александра Асанова, притворяющегося обер-лейтенантом Отто фон Монцером, кажется ужасно наивной, но оттого ещё более обаятельной. Это такая советская бондиана с погонями на мерседесе, шпионками в вечернем платье, игловидными пулями, микрофотоаппаратами, вмонтированными в портсигар, и вишнёвой настойкой в хрустальном бокале из серванта вместо мартини с водкой.
Автор повести Марк Баринов в 1950-е годы служил на Балтийском флоте и предпочитал избегать свалившейся на него славы. «Виллой Эдит» он никогда не гордился, считая её «детективчиком на потребу публики». И всё же руководитель Калининградского драмтеатра Зиновий Корогодский задумал показать повесть на сцене. У спектакля по сюжету Баринова была ответственная роль завершить сезон. Премьера состоялась 21 мая 1957 года. Зрители были в восторге, критики же назвали работу «первой крупной неудачей театра в этом театральном сезоне», поставленной по «низкопробному детективу». Это не помешало «Вилле Эдит» стать одним из самых успешных спектаклей за всю историю Драмтеатра. Только за один сезон его сыграли сто раз. В 1960-е постановка закрылась, но не надолго — её возобновили в 1970-е. Новая версия тоже вызвала зрительский интерес, хотя постепенно он сник. «Время и зритель были уже не те», — отмечают в Госархиве Калининградской области.
Взяться за «Виллу Эдит» в третий раз в Драмтеатре решили к 75-летию Победы. Правда, пандемия подвинула премьеру ближе к другой патриотической дате — 75-летию Калининградской области. На этот раз от повести осталось, по большому счёту, только брендовое название. Новая «Вилла Эдит» Александра Вайса (псевдоним нескольких местных авторов) — это компиляция текстов Марка Баринова и сюжетов писателя Юрия Иванова, помноженная на истории о советских разведгруппах в Восточной Пруссии, байки про Янтарную комнату, воспоминания о подполковнике Николае Кравченко, предотвратившем теракт во время Тегеранской конференции, реверанс историку и военному инженеру Авениру Овсянову и культурологу Нине Перетяке, кинохронику с трамваями и китобоями под песню про «цветущий город-сад Калининград», немного «Лили Марлен» и, конечно, цитаты Иммануила Канта (без звёздного неба и нравственного закона не обошлось). «Это познавательно. Тут сложно говорить про искусство», — пожимает плечами перед показом художественный руководитель Калининградского драмтеатра Александр Федоренко. По его словам, отметить 75-летие области хотелось историческим материалом. Именно поэтому романтический вымысел Марка Баринова нашпиговали архивными подробностями. Получилось то, что в кинематографе называют мокьюментари — маскировка художественного под документальное.
В этой полуправде самым честным оказывается, пожалуй, актёрская игра — аккуратная, без надрыва, претенциозности и навязчивого драматизма, который так любят в провинциальных (да и не только) театрах. «Не было задачи перевоплощаться в героев, — говорит режиссёр „Виллы Эдит“ Вячеслав Виттих. — Практически все актёры у нас будут существовать реально на сцене, ничего не играя, а проживая. Мы не стараемся углубляться в ту привычную для всех театральную манерность, подачу и силу голоса, а оставаться „человеками“». В этом существовании особенно тонко лавирует актёр Пётр Мутин. Вот он — степенный Иосиф Сталин: медленно чеканит каждое слово, плавно подносит трубку ко рту, в каждом движении — внутренняя мощь. В следующей сцене он уже искусствовед Игорь Грабарь, одержимый идеей поиска утраченных в войне музейных ценностей. Играя мельтешащего сутулящегося интеллигента, актёр и сам как будто становится меньше ростом. В конце спектакля всё тот же Мутин появляется в образе постаревшего разведчика Александра Белова, и здесь он снова другой.
«Сегодня в четыре часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза...», — сообщает о войне голос Юрия Левитана. Всё вокруг начинает клокотать: грохот пушек, свист пуль, лязганье танковых гусениц, с высоты слепят вертолётные прожекторы. Из глубины зала появляются красноармейцы и эсэсовцы, партизаны, пленные, моряки, гражданские. Молча проходят сквозь ряды и навсегда исчезают в темноте сцены: всех их война перемолола в ничто. Так начинается новая «Вилла Эдит» и, пожалуй, это самая крепкая с точки зрения режиссуры сцена в спектакле. Дальше постановка скатится в рваное повествование, где важно не осмыслить события, а перечислить их, воспроизвести, расставить на сцене восковые фигурки. Это похоже на беглое пролистывание книг Андрея Кропоткина или историю Калининградской области в пересказе сайта Briefly.ru. Можно сравнить спектакль и с нарезками для рекламных роликов, которые так любит региональное министерство по культуре и туризму: щепотка Королевского замка, осколок Янтарной комнаты, коротко о могиле Канта — смешать, но не взбалтывать. Сюжетные линии быстро наслаиваются одна на другую и так же резко обрываются.
Быть может, именно турист и станет главным зрителем новой «Виллы Эдит». Посмотрит двухчасовой спектакль, прочитает программку, а там, глядишь, погуглит информацию о разведгруппе «Джек», кирхе Юдиттен, Валленродской библиотеке или купит книгу Юрия Иванова на «Лабиринте». Чем не результат.
Текст: Алина Белянина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград
В материале используются данные Государственного архива Калининградской области