«Единство вместо разобщённости»: как прошло открытие кинофестиваля «Край света. Запад» (фото)
02 мая 2022, 15:50
В кинотеатре «Заря» открылся III международный кинофестиваль «Край света. Запад» (12+). Как и в предыдущие годы он обращён к подросткам — вокруг нас и внутри нас. «Новый Калининград» делится впечатлениями с открытия смотра, ставшего едва ли не единственным местом, где ещё можно увидеть зарубежное кино по соседству с отечественным.
Двери кинотеатра «Заря» снова открыты. Собираются гости, которых мы видели здесь из года в год на Фестивале кино стран Европейского союза или немецко-российских днях «Территория кино». Уже официально — этих фестивалей не будет, не те времена. «Край света» всё-таки выстоял и даже сумел сохранить статус международного — в программе пока ещё представлены фильмы со всех обитаемых континентов. В этом году он сменил прописку и впервые проходит в «Заре» вместо Драмтеатра, но надо сказать, фестиваль здесь как влитой. Возникает что-то вроде дежавю: неприкаянный кинотеатр в центре города снова работает, здесь снова показывают хорошее кино, улыбаются друг другу знакомые, не находившие повода встретиться. Но этот ностальгический трип обманчив, и речь генерального продюсера фестиваля Алексея Аграновича быстро возвращает всех в весну 2022 года.
«Для такого молодого фестиваля у него [„Края света“] довольно любопытная судьба, — говорит он со сцены, и речь его непривычно сбивчива. — Контекст, в котором мы живём последнее время, жизнь никак не упрощает. Собственно, началось всё с пандемии. Какие-то умные люди говорят, что пандемия — это и есть начало XXI века. За два года, которые мы прожили в этих условиях, очень многое поменялось — как внешне, так и экономически. Появились новые навыки, умения, а главное — что-то меняется вот здесь у людей (Алексей Агранович показывает рукой на голову — прим. „Нового Калининграда“) и у меня в частности. Увы, сейчас [есть] ещё одни обстоятельства, в которых делать международный кинофестиваль достаточно сложно, и, честно говоря, мы не были уверены, что проведём его в этом году».
Бюджет фестиваля явно урезали, и это невооружённым глазом видно по церемонии открытия. «Такая она у нас в этом году — шоу ещё то», — шутит Алексей Агранович, за плечами которого многолетняя режиссура и продюсирование церемоний Московского международного кинофестиваля и «Кинотавра». Да и то, что его команда делала на открытиях-закрытиях «Края света» в Калининграде, выводило местную ивент-индустрию на совершенно новый уровень, превращая протокольные мероприятия в по-настоящему захватывающие зрелища. В этом году церемония сжалась до нескольких приветственных речей от организаторов и немногочисленных гостей, но дело, судя по всему, не только в отсутствии прежнего финансирования, но и в неуместности сейчас шумного праздника. «Я всем желаю хорошего кино, хорошего просмотра. Спасибо организаторам, что фестиваль продолжает существовать несмотря ни на что. Мир!», — произносит со сцены актёр «Гоголь-центра» Филипп Авдеев, который в этом году курирует подростковое жюри. Наставником учительского жюри стал режиссёр Стас Иванов, сам в прошлом педагог, правда, выгнанный из школы после очередного педсовета, о чём он не стесняется шутить со сцены. Победителя «Края света» учительское и подростковое жюри должны выбрать совместно. Прошлый раз на обсуждение ушло около двух с половиной часов, и в этом диалоге между «двумя разными народами», как писал про детей и взрослых Рэй Брэдберри, организаторы видят некую метафору всего фестиваля.
О необходимости выстраивания диалога — между людьми, временами и странами — и специальные программы фестиваля. В «Далеко / близко» собраны работы отечественных режиссёров, созданные вместе с иностранными кинематографистами. В ретроспективу «Портрет поколения, или Когда родители были как я» вошли фильмы Сергея Соловьёва, напоминающие взрослым о том, что и они когда-то были детьми, а детям рассказывающие что-то важное об их родителях. Жюри на этот раз только два, в этом году обошлись без профессионального, исключив из бюджета фестиваля расходы на знаменитостей. А вот количество творческих мастерских сокращать не стали — на протяжении всего года на базе Школы креативных индустрий работали две анимационные мастерские (для маленьких детей и для подростков), кинолаборатория, продюсерская мастерская и мастерская документального кино. Результаты их работы тоже можно будет увидеть на экране «Зари».
Фильмом открытия стала документальная работа португальского режиссёра Инес Альвес «Воды Пастасы» (12+), мировая премьера которой состоялась на недавнем Берлинском кинофестивале. Это внимательное наблюдение за жизнью детей в общине на границе Эквадора и Перу. Добраться туда непросто, кажется, это и есть край света. Целыми днями дети бродят босиком по джунглям, рубят мачете гроздья бананов, катаются на лианах, копают червей, ловят рыбу, дурачатся и купаются в реке. На час зрители отвлекаются от скроллинга новостей и растворяются в этой первобытной утопии. Здесь даже нет диалогов — только шум воды, стрекотание насекомых, стук мачете, шелест пальмовых листьев. У фильма «Воды Пастасы» есть эпиграф — высказывание философа Агостиньо да Сильва, и Алексей Агранович уверен, что он идеально подходит и самому фестивалю: «Детские качества нужно сохранять до самой смерти, потому что в них — суть человечности: воображение вместо знания, игра вместо работы, единство вместо разобщённости». И для всех нас час на берегах реки Пастасы оказывается если не призывом, то хотя бы анестезией.
Текст: Алина Белянина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград