Музей чистого разума: Кафедральный собор открыл экспозицию в «домике Канта» в Веселовке (фото)
01 сентября 2022, 13:05
Кафедральный собор открыл постоянную экспозицию в Доме пастора в посёлке Веселовка. Создавалась она в рамках приграничного проекта России и Евросоюза, но из-за заморозки программы не все деньги успели дойти до адресата. «Новый Калининград» рассказывает, как изменился «домик Канта» при новом хозяине и как Кафедральный собор завершил проект без грантовой поддержки.
Широкой общественности «домик Канта» стал известен в 2014 году, когда в СМИ появились публикации о том, что в посёлке Веселовка разрушается дом, где жил и работал Иммануил Кант. Три года он был домашним учителем в семье протестантского пастора Даниэля Андерша. Губернатор Николай Цуканов тогда задумал восстановить здание и создать там музей философа. Полузабытые руины включили в список памятников, но, кажется, на этом превращение из тыквы в карету застопорилось. К счастью (теперь об этом уже можно рассуждать именно так), в 2015 году на стенах дома нарисовали недвусмысленное «Кант лох», украсив надпись сердечком и цветочком. Разгорелся скандал, внезапно для самого себя посёлок Веселовка попал на страницы мировой прессы, и глава региона вынужден был снова во всеуслышание пообещать привести здание в порядок. Деньги на реставрацию выделили аж из президентского резервного фонда. Спустя три года «домик Канта» открыл двери как филиал Историко-художественного музея, но уже через пару месяцев его решили передать Кафедральному собору. Посетителей временно перестали пускать — нужно было переформировать экспозицию.
В 2020 году вместе с музеем Томаса Манна в Ниде Кафедральный собор выиграл грант по программе приграничного сотрудничества России и ЕС. Учреждения собирались создать новые экспозиции и разработать общий туристический маршрут. Дизайн выставки для дома пастора в Веселовке разрабатывал литовец Саулюс Валиус. «Он потрясающий дизайнер, уже не одну музейную экспозицию сделал в Литве. С ним в этом отношении было очень легко работать, потому что он понимал, чего хотим и какими средствами, — рассказала заместитель директора Кафедрального собора Марина Ядова. — Конечно, сначала нам помешал ковид. Практически мы виделись только до начала реализации проекта. А дальше общались только по видео и телефону».
Новая экспозиция тонко переплетает историю с современностью. Кухня пасторского дома заставлена старинной утварью, но огонь в печи уже не греет — от него осталось только цифровое изображение. Прежних жителей можно увидеть разве что в качестве проекций. В кабинете пастора лежит Библия XVIII века, а прямо за ней во всю стену мелькают изображения ещё существующих и уже почивших фресок в кирхах Калининградской области. На экране в комнате с пианино показывают спектакль «Кант» Театра Маяковского. С помощью интерактивных экранов можно узнать, например, о реформах образования в Пруссии или о домашних школах Германии. А в каждом зеркале (и заодно в каждом госте) здесь отражается Иммануил Кант.
Задумка простая и сложная одновременно — открывая для себя философию Канта, человек должен прийти к открытию себя. «Именно Кант обратил внимание к человеку, это его главный вопрос: что такое человек? Он его задавал на протяжении всех своих критик», — говорит Марина Ядова. В ходе экскурсии, которую заместитель директора Кафедрального собора проводит в роли супруги пастора Андерша, рассказывается о том, как Иммануил Кант попал в Юдшен (именно так раньше называлась Веселовка), что взял собой, каким наукам обучал подопечных и что за беседы вёл за столом в пасторском доме (министр по культуре и туризму Андрей Ермак уже предлагал устраивать там «обеды по-кантовски»).
«[Сегодняшнее] здание — это, конечно, не то, в котором преподавал Кант, — поясняет Марина Ядова. Оно перестраивалось несколько раз, но оно на оригинальном фундаменте. Подвалы, я думаю, Канта помнят». В них музейщики хотят обустроить экспозицию, рассказывающую о переселенцах нескольких эпох. Открыть её надеются через год. «Эта земля принимала переселенцев всегда. Это было во времена Ордена, во времена Альбрехта, в XVIII веке, когда жил Кант, гугенотов принимали для заселения. Приехало большое количество из Франции. Кстати, здесь, на территории посёлка, который когда-то назывался Юдшен, была община, которая говорила на французском языке. И был франкоязычный пастор, — рассказывает замдиректора Кафедрального собора. — Ну и конечно, мы будем говорить о ХХ веке, потому что в 1945 году в качестве контрибуции нам досталась эта область. Будем говорить и о современности — к нам едет огромное количество людей на постоянное жительство. Как-то надо будет это увязывать». В восстановленной мансарде сотрудники Кафедрального собора думают проводить временные выставки.
На первом открытии отреставрированного дома пастора в 2018 году директор Историко-художественного музея Сергей Якимов уже говорил, что Кант оставил потомкам исключительно духовное наследие. Поэтому экспонаты в дважды реинкарнированном доме принадлежат кантовской эпохе или территории Восточной Пруссии, но никак не философу. Всевозможные экспонаты — шапочку студента Альбертины, оловянные подсвечники, курительные трубки, христианские распятия, тяжёлые резные шкафы, фарфоровые супницы — Кафедральный собор разыскивал и закупал специально для выставки.
По программе приграничного сотрудничества учреждение рассчитывало получить 230 тысяч евро, но успели дойти около 150, говорит руководитель учреждения Григорий Хуциев. «Мы смогли начать работу над экспозицией, закупить часть оборудования, но косметический ремонт помещения и контент делали уже за свои деньги», — отмечает он. Создание экспозиции дома пастора — не единственный приграничный проект в Веселовке. Вместе с БФУ им. Канта и Историко-художественным музеем Кафедральный собор занимается воссозданием северного флигеля усадьбы пастора. Планируется, что здание станет творческой резиденцией и пространством для университетских мероприятий. «Стройка северного флигеля не заморозилась. Мы приняли решение его достраивать, — говорит Григорий Хуциев. — Там будет арт-резиденция — дом творчества для писателей, композиторов, поэтов, которые смогут тут проживать три, четыре, шесть месяцев для того, чтобы закончить какую-то работу, заказанную издательством. Это устойчивая практика, которая есть в Европе, применяется в России. Здесь [в посёлке и окрестностях] впечатляющая обстановка для того, чтобы уединиться и сделать что-то великое».
Общая сумма гранта, которую должны были получить российские участники проекта, составляла около 800 тысяч евро. Дошли 30-35%. Сейчас Кафедральный собор ведёт переговоры с региональным министерством по культуре и туризму о возможной компенсации расходов. «Поскольку все проекты являются некоммерческими, нам неоткуда будет компенсировать эти деньги. Мы ищем сейчас варианты, при которых мы бы потом могли получить частичную компенсацию. Мы в любом случае будем делать за свои, а там уж как получится, — поясняет он. — Мы пересмотрели позиции по проектам, что можно было секвестировать, мы секвестировали. А что нужно для того, чтобы закончить эти проекты, мы будем финансировать за свой счет».
На церемонии открытия новой экспозиции «домика Канта» глава областного агентства по международным связям Алла Иванова признаётся, что ещё несколько лет назад у неё были большие сомнения по поводу осуществимости всех планов. Она благодарит Кафедральный собор за проделанную работу и выражает надежду, что финансовая помощь будет оказана на уровне регионального правительства. «И ещё какие-то источники будут найдены. Муниципалитет, наверное, подключится. Да, Сергей Васильевич?» — обращается она к главе администрации Черняховского округа Сергею Булычеву. Тот позже отшучивается, что главной задачей местных властей при реализации проекта было не мешать. На территории у дома пастора чиновники предлагают разместить цитаты из трактатов Иммануила Канта, но пока что из философских изречений здесь только слоганы на предвыборных плакатах, приклеенных прямо на двери музея.
«Открыть северный флигель усадьбы пастора планируется летом следующего года, — рассказала директор центра научно-технической информации БФУ им. Канта Анна Белова. — По приграничному проекту дошла крупная сумма, но осталась ещё крупнее (более 500 тысяч евро — прим. „Нового Калининграда“). Будем искать варианты — либо это поиск собственных средств, либо гранты, субсидии. Я знаю, что после заморозки программы многим проектам помог региональный бюджет, но есть проекты, которые зависли, и наш в их числе».
Посетить дом пастора в посёлке Веселовка можно со среды по воскресенье включительно с 10 до 18 часов. Стоимость билетов — 150 рублей для взрослых, 100 рублей для школьников, студентов и пенсионеров. Экскурсия заказывается заранее и оплачивается отдельно. Её стоимость для взрослых — 250 рублей, для льготных категорий — 150. 0+
Текст: Алина Белянина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград