«Точка „0“»: фотохудожники Калининграда о выставке «Белый» в Немецко-русском доме
23 января 2013, 14:14
В минувшую пятницу, 18 января, в Немецко-русском доме на ул. Ялтинской открылась фотовыставка «Белый», организованная Калининградским союзом фотохудожников и творческим объединением «Момент». Экспозиция, в которой представлены работы полутора десятков калининградских фотохудожников — это «своеобразное размышление участников проекта на тему „Белый и его метафизический смысл для феномена фотографии“». «Афиша Нового Калининграда.Ru» попросила фотографов рассказать о себе и о выставке подробнее.
О себе:
Снимал, «писал» я свою жизнь всегда, а фотоаппаратом обзавёлся лет 9 назад. Сначала это была цифровая мыльница, мне её дали на выпускном поснимать, да так она и осталась. Параллельно стал фотографировать на плёнку. У моего папы были кое-какие фотоаппараты, там я нашёл совершенно чудный «Киев-4», ну а потом уже был «Зенит В» с совершенно потрясшим меня на то время видоискателем. Что называется — тёплым, ламповым. Помню, как проявлял первую плёнку, а потом в состоянии транса ждал печать первого индекс-принта в жизни. Это был год 2005-й уже. Чаще всего я снимал всё-таки репортажи для местных интернет-порталов. Ночные клубы, концерты, митинги, встречи — всё было. Но я всегда хотел считать, что фотографирую себе. Это такого рода исихазм. Отстранение для остранения. Не люблю постановку, потому что она мертва для меня, фотограф не может быть в предмете своей съёмки, он всегда по ту сторону.
Снимал, «писал» я свою жизнь всегда, а фотоаппаратом обзавёлся лет 9 назад. Сначала это была цифровая мыльница, мне её дали на выпускном поснимать, да так она и осталась. Параллельно стал фотографировать на плёнку. У моего папы были кое-какие фотоаппараты, там я нашёл совершенно чудный «Киев-4», ну а потом уже был «Зенит В» с совершенно потрясшим меня на то время видоискателем. Что называется — тёплым, ламповым. Помню, как проявлял первую плёнку, а потом в состоянии транса ждал печать первого индекс-принта в жизни. Это был год 2005-й уже. Чаще всего я снимал всё-таки репортажи для местных интернет-порталов. Ночные клубы, концерты, митинги, встречи — всё было. Но я всегда хотел считать, что фотографирую себе. Это такого рода исихазм. Отстранение для остранения. Не люблю постановку, потому что она мертва для меня, фотограф не может быть в предмете своей съёмки, он всегда по ту сторону.
О выставке и своей работе:
Оказался на выставке, потому что Любин позвал и я решил попробовать, что это такое, выставиться. Спасибо Саше.
Оказался на выставке, потому что Любин позвал и я решил попробовать, что это такое, выставиться. Спасибо Саше.
На выставке одна моя работа, «A80». Так назывался мой первый цифровой фотоаппарат, на который я и снял эту фотографию во время нудной пары матанализа в университете на Невского. Снег падал, и он был красивее всех формул и слов, которые можно было уяснить. Там зима, три цвета и три геометрических фигуры. Отрезок фонаря, треугольник забора и круг от следа машины.
О работах других авторов:
Очень запомнился на выставке «Снег». Белый-чёрный. Две фотографии, одна работа. Они висят вплотную друг к другу, но самое интересное между ними. Не в пространстве, конечно.
Фотографией занимаюсь с детства, наверное, уже лет пятнадцать. Каких-то таких любимых жанров нет, но больше нравится работать с людьми и с темой окружающего пространства. Для меня фотография — это язык, и здесь важно, о чём и как ты говоришь, на какие вопросы ты отвечаешь или какие вопросы ставишь сам, какие проблемы ты хочешь решить. В этом и есть роль художника. Не только делать красивые картинки и оставлять память, но и актуализировать проблемные сферы жизни, обращать внимание людей на что-то другое… О своих успехах мне говорить сложно, всё очень относительно, но, помню, был очень рад, когда меня приняли в Союз фотохудожников и когда попал в коллекцию Русского музея. Впереди много планов, это выставки, выпуск периодического артиздания, курирование и участие в разных программах.
О выставке:
Проект «Белый» задумал осенью, наверное, в предчувствии зимы, а вообще в белом присутствует очень глубокий смысл для всякого художника, особенно для фотографа. В первую очередь это очень сильный абстрактный символ, это и цвет, в котором присутствуют все цвета, и многое другое. Очень богатая тема. В первую очередь, на выставке как куратору мне больше хотелось представить разные мнения авторов, но сделать это так, чтобы они не вступали в конфронтацию между собой, как это часто бывает на общих выставках, а, наоборот, взаимодополняли друг друга, образуя единый рассказ, текст, где много разных слов, но смысл очевиден. В итоге мы построили экспозицию так, что это нам удалось. Поэтому я не могу выделить отдельные работы, для меня вся выставка — это единое произведение, одно высказывание.
Фотографией занимаюсь около десяти лет. Всю свою жизнь до недавнего времени я жил за городом, мое окружение: леса, озера, поля и болота повлияли как на меня, так и на мое творчество. Снимаю в жанре пейзаж, но фотографируя ландшафт, я запечатлеваю суть этой земли, а не просто делаю красивую пейзажную фотку с закатом или капельками росы.
О выставке и своей работе:
Очень необычная тема для выставки, и когда я услышал про нее, был очень удивлен, но подумал, что «белый» — это может быть и цвет, и свет, и просто спокойное умиротворенное состояние — мне это показалось очень близким.
На выставке у меня одна фотография, сделана она была случайно. По работе я поехал в Роминтенскую пущу и взял с собой на всякий случай среднеформатную камеру. Проезжая по лесной дороге, я заметил интересное место. Выйдя из машины и подойдя ближе, очутился на осушенном болоте с тонкими белыми березами. От полуденного солнца они светились, это свечение перенеслось и на фотографию.
О работах других авторов:
Очень разные авторы, и мне было интересно посмотреть на стилистику, подход и мышление людей которые живут рядом, но отличаются от меня.
О себе:
Фотографией занимаюсь более 20 лет. В фотографии ценю наличие налета «документалистики», свершившегося факта даже при полной постановке сюжета.
О выставке и своих работах:
Участие в коллективных проектах, особенно на вольные темы, — очень приятный процесс. Требуется меньше внутреннего напряжения (если только ты не куратор), а результат всегда интересен. До конца сохраняется интрига конечного продукта, есть возможность почерпнуть для себя что-то новое, можно провести сравнительный анализ и так далее.
Представил серию «Старший брат». В данном контексте белый цвет — цвет мегаидеи, воплощенной в тысячекратно тиражируемых различных гипсовых монументах. Для меня эта идея 20 лет была основой жизни. Сейчас это брошенный мусор, который для меня по-прежнему не утратил смысла.
Представил серию «Старший брат». В данном контексте белый цвет — цвет мегаидеи, воплощенной в тысячекратно тиражируемых различных гипсовых монументах. Для меня эта идея 20 лет была основой жизни. Сейчас это брошенный мусор, который для меня по-прежнему не утратил смысла.
О себе:
Фотографирую 3 года, работаю в жанрах документальной и арт-фотографии, иногда fashion. Фотографировать — как способ выражать мысли, замораживать время, возвращая его в настоящее. В целом — как метод исследовать объективную реальность и себя. Пейзаж или портрет, нет разницы, главное, о чем ты хочешь рассказывать. Последнее время нравится снимать натюрморты.
О выставке и своих работах:
К участию подтолкнул Любин, сказал: «Пришли мне работы на тему "Белый"», — и, к моему удивлению, в архиве оказалась парочка, я ему и прислал.
Белый в моих работах — как цвет пустоты, чистоты и первозданности. Одна из работ, «Возрождение», — это вид из окна в момент, когда кончилась пленка и она не отобразила кадр до конца. Можно увидеть, как фотография появляется. И эта фотография об этом. О времени. Вторую, «Возвращение», сделал на рок-фестивале под Балтийском этим летом. Она не такая однозначная, каждый поймет ее по-своему. Вообще, главное — то, что зритель находит для себя в работах и находит ли вообще. Если это происходит, думаю, фотография удалась.
Белый в моих работах — как цвет пустоты, чистоты и первозданности. Одна из работ, «Возрождение», — это вид из окна в момент, когда кончилась пленка и она не отобразила кадр до конца. Можно увидеть, как фотография появляется. И эта фотография об этом. О времени. Вторую, «Возвращение», сделал на рок-фестивале под Балтийском этим летом. Она не такая однозначная, каждый поймет ее по-своему. Вообще, главное — то, что зритель находит для себя в работах и находит ли вообще. Если это происходит, думаю, фотография удалась.
О работах других авторов:
Из участников все круты по-своему, но больше всех понравился Егор Лучшев, рассказывающий в своей работе о свойстве белого цвета, способности восприятия и идентификации реальности на примере цветового пространства RGB.
О себе:
Да я вообще-то не фотограф, а художник — делаю всякие инсталяции, видео-арт, скульптурки там разные, стикеры на стенки клею, хотя у меня фотографический бекграунд, с этого всё началось много лет назад — так и с Любиным познакомился.
О выставке и своей работе:
Белый — очень важный для художника цвет, так сказать точка „0“: белый холст, белый кусок мрамора, белый лист бумаги — и именно этому цвету противопоставляет свой цвет «Черный квадрат» Малевича.
О своей работе особо сказать нечего: в течение семиминутного видео мы видим, как стадо коров щиплет травку на футбольном поле, — так сказать, большие живые чёрно-белые футбольные мячи не спеша перекатываются сами по себе.
О работах других авторов:
Понравилась работа Александра Матвеева «Пейзаж с берёзами», такая идеалистичная берёзовая роща, которая как будто разрезается тенью то ли от автора, который делает фотографию, то ли от какого-то куста — такой чёрный нож, который врезается в белое мясо.
О себе:
Интерес к фотографии передался по наследству, но активно стал интересоваться после участия в «Фотомании» в 2005 году. Пройдя этап съёмки «всего, что движется», пытаюсь понять свой дальнейший путь в фотографии.
О выставке и своих работах:
Участие в подобных проектах — важная часть образовательного процесса. Не лишний повод критически посмотреть на свои фотографии. Всем, интересующимся более или менее серьёзной фотографией, хотел бы посоветовать познакомиться с Калининградским фотоклубом, объединяющим энтузиастов уже более 50 лет.
Одна из фотографий — часть проекта, над которым я планирую работать ещё несколько лет, поэтому пока не хочется о нём распространятся. Вторая — репортажный кадр из спектакля «Дураки» молодёжного театра «АртГора». Это был интересный опыт съёмок. Парадокс, но оказалось — сложно быть одновременно и зрителем, и фотографом.
О работах других авторов:
Запомнились фотографии Андрея Швыряева — строгий, классический подход к делу. Отдельно стараюсь следить за используемыми видеоинсталяциями, тема перспективная, но сложная.
Выставка «Белый» в Немецко-русском доме работает до 18 февраля. Вход свободный.
Выставка «Белый» в Немецко-русском доме работает до 18 февраля. Вход свободный.