«Мы едем-едем-едем»: как прошёл концерт в трамвайном депо
13 октября 2014, 15:01
В пятницу, 10 октября, в Калининграде презентовали музыкальный трамвай и необычным концертом в депо открыли фестиваль «Орган+». «Афиша Нового Калининграда.Ru» прокатилась по городу вместе с мэром и ещё сотней горожан.
«Subtilu-Z» — группа экспериментальная, о чём их лидер с аккордеоном в руках заявляет сходу. У его соседа — тоже аккордеон. Два других участника — перкуссионист и игрок на традиционном литовском инструменте тенор-бирбине . Несомненно, особый интерес сегодня представляет именно эта штуковина, искусно умеющая издавать звуки то как труба, то как скрипка. Каждое появление бирбине получается настолько неожиданным, как будто к тебе подкрадываются сзади, закрывают глаза и просят угадать, кто это сделал. Музыканты играют Билли Тайлора, Дюка Эллингтона, Астора Пьяццоллу и, конечно, Таривердиева. Один из главных приёмов, позволяющих «Subtilu-Z» завоевать сердца калининградцев, — постоянное общение с ней в перерывах. Удивительно, но литовцы умудряются даже в игры с публикой играть и несомненно находят у неё отклик.
Оказывается, в городе существует немало людей, готовых пораньше уйти с работы ради того, чтобы прокатиться на трамвае. В трёх вагонах, выстроившихся друг за другом около Площади Победы, в общей сложности уже набралось человек 100, ожидающих отправления. Первым в колонне стоит виновник сегодняшних действ — «музыкальный» трамвай. В нём поедут журналисты и самые важные гости. Вторым сюда приехал трамвай польский — тот, в который всегда хочется, всё бросив, сесть, когда видишь его — даже если твои с ним маршруты не совпадают. И последний участник колонны — экскурсионный трамвай.
Вся эта вереница голубых вагонов направляется в депо — на музыкальный концерт. И это не сон и не сценарий курсовой работы первокурсника ВГИКа. Именно так в трамвайном парке стартует фестиваль «Орган+», выбравший для своего открытия, безусловно, самое необычное из всех возможных мест и таким образом приковавший к себе внимание даже тех горожан, которые о его существовании никогда и не подозревали.
Лица автомобилистов, проезжающих мимо трамвайной очереди, вряд ли можно описать словами — они и так не рады тому, что попали в пятницу в центр, а здесь ещё пешеходы по проезжей части туда-сюда ходят, словно по тротуару. Среди пешеходов, правда, если приглядеться, есть известные люди: Вера Таривердиева — арт-директор фестиваля, бывший мэр города Виталий Шипов, зампред правительства области Алексей Силанов. Нет только главы Калининграда Александра Ярошука, явно опаздывающего. «Может, он вагоны перепутал?» — слышится сзади.
И пока мы ждём самых дорогих сегодняшних гостей, видимо, отключивших на своих смартфонах функцию синхронизации времени с интернетом, есть время осмотреть, как же устроен этот «музыкальный» трамвай. В нём пахнет свежей краской, так же, как и в любом другом, в нём есть wi-fi , да и вообще — его первая часть ничем от любой другой не отличается. По-другому устроена только часть задняя: здесь есть несколько небольших размеров колоночек, из которых то и дело доносится музыка. А для того, чтобы она заиграла, здесь поставили трансформатор, обеспечивающий 220-вольтовое электропитание. Сразу возникает вопрос: а кто здесь ставит музыку — неужели водитель, обладающий, получается, ещё и функцией диджея? Нет, за музыкальную составляющую отвечает маленький mp3-плейер , поставленный на бесконечный повтор.
Тем временем в салоне появляется Ярошук и громко командует: «Скажите там, что можно ехать уже!». Сделано — трогаемся. Первая композиция, от начала до конца играющая в «музыкальном» трамвае, — «На Тихорецкую состав отправится». А между песнями здесь звучит самое настоящее радио — только в записи: «Вы слушаете радио одного трамвая», — именно так музыкальную программу в дороге озвучивает Вера Таривердиева. И всё бы ничего, только голос у диктора очень грустный и тревожный. Как будто мы не музыку собираемся слушать, а программу Оксаны Пушкиной. Среди других музыкальных номеров, находящихся здесь «в ротации», — Моцарт, Чайковский и Микаэл Таривердиев, звучащий на порядок чаще всех остальных. Что называется, горячая ротация.
Трамваи неспешно приближаются к депо, не останавливаясь при этом ни на одной из остановок. О том, что где-то мы можем встать в пробку, всерьёз как-то не думается: какие, мол, пробки — нас же люди ждут. А вот объяснение тому, зачем трамвай решил заехать на Южный вокзал и сделать лишний десятиминутный круг, находится не сразу. Есть, конечно, версия, что под музыку из советского кино, виды «брежневской» архитектуры и брутального, но катастрофически устаревшего здания автовокзала из нас пытаются выдавить ностальгическую слезу, но эта теория быстро проваливается. Оказывается, на пересечении Ленинского и проспекта Калинина буквально в нескольких метрах от рельсов случилось ДТП — столкнулись две машины, и поворот на вокзал — единственно возможное спасение ситуации. А кое-кто в вагоне и внимания на всё это не обратил.
Ближе к 6 вечера мы въезжаем в депо. Поражают его гигантские размеры — здесь вполне можно делать пару городских остановок. При этом есть очень много пустого и неиспользуемого места — хоть дома жилые строй. Кажется, в окно на всю эту безжалостную индустриальщину с интересом смотрит даже мэр, казалось бы, и не такое благодаря своей работе видавший.
Наконец трамвай останавливается, отрываются двери, нас встречает делегация из тех, кто добрался сюда самостоятельно. В центре толпы четыре парня в клечатых костюмах — участников группы «Subtilu-Z» , дающих сегодня концерт, не спутаешь ни с кем. До начала выступления время ещё есть, так что никто особо не спешит занять свои места. Я же решаю обойтись без селфи на фоне трамвая с музыкантами и отправляюсь изучить зал, в котором будут играть музыку. Это помещение с желтыми стенами, гладким полом и потолками в четыре этажа, похоже, буквально только вчера отремонтировали — здесь все сверкает и блестит. Во время экскурсии я встречаю начальника депо, Сергея Крупенича.
«Оно предназначено для обслуживания и ремонта новых вагонов, таких, как у польского трамвая. Обратите внимание, здесь есть смотровые канавы, есть места для домкратов — мы их зашили ради сегодняшнего события», — рассказывает Сергей Николаевич. На мой вопрос, возможно ли проведение таких мероприятий здесь на постоянной основе, руководитель парка отвечает без особого лукавства: «Почему бы и нет — у нас есть много помещений, требующих ремонта. Мотивация будет — и там порядок сделаем», — говорит Крупенич. По его словам, здесь периодически устраиваются экскурсии — ими занимается некое «общество любителей трамвая».
Я заканчиваю разговор с местным начальником как раз к началу торжественной части, главным открытием которой становится осознание того, что у нашего мэра — довольно тихий и глухой голос, и без микрофона он звучит очень непривычно. Микрофона сегодня действительно нет — он не нужен, как окажется позже, и литовским музыкантам. Публика, состоящая из представителей всех возрастных категорий, артистов встречает громкими аплодисментами.
Впрочем, само их выступление кажется наименьшим экспериментом из всего происходящего. Тот факт, что горожанам сегодня предлагается не только концерт с речью чиновников, но и кое-что ещё, заставляет надеяться, что когда-нибудь эти опыты станут традициями и организаторы начнут придумывать и изобретать, а не только собственно организовывать. Мероприятие в трамвайном депо, прежде всего, нужно рассматривать как попытку разрушить стереотипы, в которых увязли калининградские афиши. И, что интересно, попытка эта принадлежит не современным художникам, способным на куда более радикальные перфомансы, а местному минкульту — структуре консервативной, казалось бы, донельзя.
На обратном пути внимание невольно фокусируется на месте аварии, из-за которой вся огромная сегодняшняя делегация вполне могла пойти пешком. И ведь это было даже интересней, если бы толпа из ста человек под предводительством мэра так вот просто прогулялась бы по городу.