Это вообще законно? 7 вопросов о строительстве высотки на ул. Донского
30 октября 2019, 18:19
Во вторник, 29 октября, на градостроительном совете в правительстве Калининградской области обсудили строительство 12-этажного дома на перекрёстке ул. Дмитрия Донского и Генерал-фельдмаршала Румянцева. Совет должен был обсудить архитектурное решение комплекса и дать свои рекомендации, но многих жителей города (да и участников градосовета) поразил сам факт строительства в центре Калининграда около лесопарковой зоны такого большого здания. «Недвижимость Нового Калининграда» рассказывает, откуда взялся этот дом, законно ли он строится и можно ли что-то изменить.
Откуда взялся этот дом?
Разрешение на строительство 12-этажного жилого дома около кольца на ул. Дмитрия Донского областное агентство по архитектуре и градостроению выдало в сентябре. Комплекс площадью 57,4 тыс. квадратных метров (предположительно, самый большой жилой дом в Калининграде) планируется построить около зелёной зоны на месте старого кладбища. Сейчас на участке расположено административное здание с автомойкой. Авторы проекта относят будущий дом на 463 квартиры к «премиум-классу» и утверждают, что изначально здание вообще должно было быть 14-этажным, но они согласились «урезать» его до 8-12 этажей.
Согласно эскизу, жилой дом должен иметь форму буквы «п», а его двор выходить на юг. Проезд во двор, где хотят установить детские и спортивные площадки, будет ограничен. Проектом предусмотрен подземный паркинг на 374 места. .
А его вообще законно там строить?
Согласно Генплану и Правилам землепользования и застройки Калининграда, этот участок (КН 39:15:111504:240) относится к зоне застройки многоэтажными жилыми домами от 9 этажей. Максимально разрешённая высота строительства — 56 метров. Участок сформирован из двух других, на которых расположен автоцентр и подъезды к нему. Участки эти были предоставлены в аренду ООО «Юкон-Сервис» в 2004 и 2007 году. В 2014 году компания обратилась в суд, так как в Правилах землепользования и застройки 2009 года участки были отнесены к зоне «исторических кладбищ, превратившихся в городские лесопарки», что ограничивало их застройку. Суд встал на сторону предпринимателей и признал недействительным отнесение участков к зоне Л-2. Представители администрации и горсовета на заседание не пришли. В 2018 году на месте двух участков был сформирован один, и новые ПЗЗ разрешают строить на нём высотное жильё.
Застройщик утверждает, что зелёная зона не пострадает при строительстве. Участок расположен вне лесопарка, а на самой территории стройки планируется вырубить 18 деревьев из 60-ти.
Кому это выгодно?
Компания «Специализированный застройщик Калининград-Сити», получившая разрешение на строительство, принадлежит Леониду Кухареву, депутату зеленоградского окружного совета.
Участок, как сообщает портал Rugrad.eu со ссылкой на данные ЕГРН, принадлежит отцу главы администрации Немана Андрея Неймана Игорю Нейману (50%), депутату окружного совета Пионерского городского округа Анатолию Авраменко (35%) и компании «Юкон-Сервис» Ирины Нейман (15%). По данным издания, в конце прошлого года доля была оформлена на Кухарева, но в марте он её «вернул» «Юкон-Сервису».
Место строительства дома. Фото — сервис «Яндекс. Панорамы»
Почему проект показали только сейчас, а не до выдачи разрешения на строительство?
Архитектурный проект принадлежит застройщику, и он не обязан обсуждать его с общественностью. Более того, имеет право не публиковать документы до открытия продаж. Подобная история была с жилым комплексом на месте «Рыбной деревни-2», когда строительство уже началось, а инвестор утверждал, что готового визуального решения будущего комплекса ещё нет.
На что может повлиять градостроительный совет?
К сожалению, почти ни на что. Решения архитектурно-градостроительного совета носят исключительно рекомендательный характер. Более того, совет обсуждает только архитектурные решения и не может повлиять на сам факт строительства дома, тем более когда разрешение уже выдано. «Сам сюжет высотного градостроения в Калининграде полностью зависит от Генплана. Пропустили мы момент — сейчас, конечно, поздно пить „Боржоми“. В Генплане это должно быть отражено — кто-то, видимо, выхлопотал себе здесь 16-этажное [здание] 60-метровое в высоту», — прокомментировал строительство многоэтажки советник губернатора и бывший главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне.
По его словам, единственное, что сейчас может сделать градсовет — это настоять на проработке адекватной транспортной схемы, особенно если учесть, что парковка возле существующей автомойки используется родителями учащихся школы № 47. «Сейчас пиковая нагрузка — это утро и обед. То есть там высаживаются все эти 500 детей из соседней школы», — уточнил советник губернатора.
А что там с транспортной схемой?
Рядом расположена школа № 47, у которой нет своей парковки, поэтому родители высаживают детей у автомойки. В случае строительства дома подвозить детей в школу станет затруднительно. Кроме того, строительство такого большого здания существенно увеличит нагрузку на этот участок дорожной сети. По словам замначальника центра дорожного надзора ГИБДД регионального УМВД Романа Луценко, интенсивность автомобильного движения вырастет примерно на 500-600 единиц. «Я считаю, что здесь совершенно очевидно проект будет реализован до строительства и расширения улицы Донского, до строительства кольца и всего остального. <...> То есть мы получаем на этом кольце еще одно направление движения, когда у нас сейчас едет основной поток на Донского, а он будет ехать еще частично и на Румянцева, то есть мы будем получать еще одну конфликтную точку», — подчеркнул Луценко.
Жители Калининграда могут как-то повлиять на строительство?
Вряд ли. Разрешение выдано, здесь что-либо изменить уже почти невозможно. Хотя в Калининграде бывали случаи, когда горожанам удавалось добиться отзыва разрешения на строительство, но их очень мало, и, как правило, к делу должна подключаться прокуратура, а решение в любом случае будет принимать суд. Вряд ли кто-то сможет уговорить застройщика добровольно отказаться от строительства нового «муравейника» в центре города.
Текст — Татьяна Зиберова, «Новый Калининград»