Из сквота в замки: что планируют сделать с Янтарной мануфактурой на грант ЕС
В начале декабря прошлого года на заседании совета по культуре глава региона Антон Алиханов поручил проработать идею создания в центре Калининграда современного музейного кластера. По его замыслу, в него должно войти и здание бывшей Янтарной мануфактуры. «Новый Калининград.Ru» вместе с представителями Музея янтаря побывал в помещениях мануфактуры и узнал, сколько времени и средств потребуется на реанимацию памятника архитектуры конца XIX века.
Штаб-квартира янтарной империи
Если искать аналогии зданию Кенигсбергской янтарной мануфактуры, то его без преувеличения можно сравнить со
В конце ХIX — первой трети ХХ века эта корпорация была мировым лидером по добыче и обработке янтаря. «Место для строительства здания было выбрано не случайно. Для руководства компании были важны находившийся рядом порт, а потом и железная дорога. При этом сама добыча и первичная сортировка осуществлялась в Пальмникене (Янтарном), а все остальные операции, от создания изделий до отгрузки, здесь, в Кенигсберге», — пояснила научный сотрудник Музея янтаря Виктория Резчикова.
По ее словам, новый импульс и янтарная отрасль, и этот комплекс зданий получили в 1926 году, когда на базе пяти ведущих частных предприятий Германии была создана «Государственная янтарная мануфактура» (Staatliche Bernsteinmanufaktur Koenigsberg).
«В лучшие годы здесь одновременно работало более 2,5 тысяч человек. Они занимались не только производством так называемого „масс-маркета“, но и изготавливали дорогостоящие предметы, развивали высокое искусство обработки янтаря. Художественным консультантом мануфактуры с 1930 года был известный скульптор Герман Брахерт. В
Во время войны здание не пострадало. Поэтому оно, как и любое пригодное для использования в административных и жилых целях, было приспособлено под нужды военного ведомства. В здании мануфактуры располагались автобронетанковая служба Балтийского флота и общежитие.
«Бывшие мастерские разделили перегородками, появились минимальные удобства, центральное отопление,
Сквот от Балтфлота
«Новый Калининград.Ru» уже бывал во дворике мануфактуры и гулял по захламленным этажам бывшей
Таким образом, в течение четырех лет подлинными владельцами объекта
По словам Виктории Резчиковой, в 2013 году здание практически сразу было взято под охрану. «До этого музей ничего мог предпринять, — говорит она. — При этом мы представляли ценность этого здания как для самого учреждения, так и для региона. Борьба за него началась еще в 2003 году, с приходом на должность директора музея Татьяны Суворовой. Поэтому ко времени, когда здание было передано, у коллектива музея было четкое понимание того, что должно находиться в здании мануфактуры».
За эти годы музей не только обеспечил здание на Портовой, 3, сигнализацией, но и вывез из его помещений несколько десятков тонн мусора, оставленного бывшими владельцами и жильцами.
Комната с проектом
Концепция реновации здания мануфактуры нашла свое отражение в техническом задании к конкурсу на разработку
В нем было прописано, что в здании разместится одно из подразделений Музея янтаря. Предполагалось, что после реконструкции у здания появится просторная парадная входная зона, вестибюль для встреч и переговоров, гардероб не менее чем на 200 мест. В здании должны разместиться зал экспозиции, посвящённой истории Кенигсбергской мануфактуры, экспозиционный зал с выставкой «Шедевры галереи „Янтарный дом“», еще три выставочных зала, один из которых предполагается сделать трансформирующимся.
Также в планах — создать Янтарную комнату XXI века площадью до 300 кв. м и воссоздать янтарный кабинет Фридриха I — до 25 кв. м. Помимо этого, в здании должны появиться кафе, сувенирная зона, музейный магазин, комната матери и ребёнка, зал для занятий с детьми, хранилище коллекции Музея янтаря, архив, библиотека с читальным залом, мастерская по реставрации и консервации изделий из янтаря, фотомастерская.
Все эти задумки, по данным Викторией Резчиковой, были отрисованы и осмечены к началу 2015 года.
Подготовленный проект реконструкции и наполнения здания, по сведениям возглавлявшей тогда министерство экономики области Анастасии Кузнецовой, оценили в 600 млн рублей. После прохождения госэкспертизы эта сумма сократилась ровно вдвое. При этом Кузнецова затруднилась ответить, на каких именно статьях расходов, по версии госэкспертизы, возможна столь радикальная экономия. «В программе (Федеральная целевая программа развития области до 2020 года — прим. „Нового Калининграда.Ru“) было более 600 млн рублей, на выходе с экспертизы осталось около 300 млн — экономия составила более половины. Мы пока на этот год решили как
Информацию об изменении источника финансирования, а потом и «заморозке» проекта подтвердила корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» и директор Музея янтаря Татьяна Суворова. «В 2014 году все сметы и концепции были представлены правительству и одобрены, а потом и включены федеральную программу „Культура“. Но в 2015 году губернатор Николай Цуканов попросил обождать, а в 2016 году эти проекты исключили из федеральной программы», — сообщила руководитель музея.
На данный момент наиболее реальным, по информации Суворовой, выглядит получение средств на реставрацию за счет средств гранта в рамках программы приграничного сотрудничества «
«Заявка сформирована, подана в заявочный комитет и имеет высокие шансы на получение средств. Вопрос решится в середине марта. Если деньги — а это около 200 млн рублей — будут выделены, то консультировать и помогать с реставрацией будут ведущие польские специалисты, которые в свое время занимались восстановлением замка в Мальборке. Сами работы могут занять 2-3 года. Если же с этим конкурсом не пройдет, то будем стараться попасть в федеральные программы. Главное, у нас есть видение того, как должно преобразиться это уникальное здание», — пояснила Виктория Резчикова.
«Ждем финансирования»
Нельзя обвинить в отсутствии планов по реконструкции второй половины мануфактуры (площадь 1860 кв.м) и Музей Мирового океана. В оперативное управление музей получил ее в 2014 году. Почти сразу была оформлена заявка на получение средств из областного бюджета на разработку
«Мы даже были записаны в программе развития Калининградской области, но потом сказали, что вроде как нельзя. Так мы остались без средств для создания проекта. Но есть эскизный проект. Сегодня мы ведём переговоры напрямую с министерством культуры. Мы хотели сделать реконструкцию с реставрацией, но сейчас нам, наверное, придется делать только реставрацию. Мы сокращаем проект», ― рассказывала Светлана Сивкова во время брифинга в феврале 2015 года.
По её словам, Музей Мирового океана будет запрашивать деньги на проектирование в 2016 году. Сегодня учреждение на средства спонсоров отремонтировало крышу Янтарной мануфактуры. В рамках реставрации планируется заменить окна и привести объект в порядок. Сейчас часть мануфактуры, в которой располагались бронетанковые войска, используется для хранения строительного и разборного материала, а также крупных археологических находок. Учреждение, кроме того, готовит научную концепцию по использованию своей части объекта.
Светлана Сивкова подчеркнула, что Музей Мирового океана внёс серьёзный вклад в то, чтобы здание было передано в собственность региона. «Оно находится напротив Музея Мирового океана, на другом берегу. Я его каждый день наблюдаю. Поэтому нам рукой подать до Янтарной мануфактуры, называется паромная переправа. И для нас это было больше не здание Янтарной мануфактуры, а здание, которое принадлежало Балтийскому флоту», ― прокомментировала директор Музея Мирового океана.
В феврале 2017 года представитель музея подтвердила ранее озвученные намерения по поводу второй половины здания янтарной мануфактуры. По информации
По ее словам, о порядке сумм, необходимых для финансирования проекта, пока говорить преждевременно. «На
С учетом того, что на строительство нового корпуса Музея Мирового океана — «Планета океан» — в ближайшие полтора года будет потрачен почти миллиард рублей, открытия федерального финансирования на глобальный проект реконструкции ожидать вряд ли стоит.
Текст — Станислав Пахотин. Фото — Виталий Невар, Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru», архивное фото и эскизы Янтарной мануфактуры предоставлены Музеем янтаря.